Мтс на рынке сотовой связи

22.03.2016, ВТ, 12:18, Мск, Текст: Игорь Королев

В 2015 г. МТС осталась лидером российского сотового рынка, на втором месте остался «Мегафон», на третьем – «Вымпелком». «Мегафон» лидирует по доходам от мобильной передачи данных.


Итоги МТС

МТС представила финансовые итоги 2015 г. Выручка компании за год выросла на 5% до i 431,2 млрд, скорректированный показатель OIBDA (прибыль до уплаты налогов, процентов по кредитам и расходам на амортизацию), наоборот, снизился на 2% до i 175 млрд рентабельность по показателю OIBDA снизилась на 2,9 процентных пункта до 40,7%.

Факторам, которые привели к снижению показателя OIBDA, стали инфляция (включая рост расходов на электроэнергию, аренду каналов и площадок для базовых станций и др.), рост себестоимости услуг роуминга и международных звонков в России, расходы, связанные с возобновлением деятельности в Узбекистане и т.д.

Чистая прибыль снизилась на 3,5% до i 49,5 млрд. Среди факторов, которые повлияли на снижение чистой прибыли, выделяются убытки от обесценивания активов в Армении на i 3,5 млрд, доля в убытках МТС-Банка в размере i 2,3 млрд и другие причины.

Число сотовых абонентов компании выросло за год на 3,5% до 107,8 млн. В том число в России число абонентов увеличилось на 3,6% до 77,3 млн, на Украине – на 1% до 20,4 млн. В Армении число абонентов, напротив, снизилось на 6,3% до 1,6 млн.

Капитальные затраты (без учета стоимости приобретения лицензий) выросли на 4% и составили i 96,11 млрд. В России капитальные затраты снизились на 7% до i 79,62 млрд, а на Украине капитальные затраты резко выросли до i 12,43 млрд (почти в три раза) из-за начала строительства 3G-сетей.

Общий долг МТС на конец 2015 г. составляет i 336,2 млрд, чистый долг i 209,8 млрд. В 2016 г. МТС прогнозирует рост выручки на 4%, изменение скорректированного показателя OIBDA в интервале от роста на 1% до снижения на 2%.

Итоги работы МТС, Vimpelcom и «Мегафон» в 2015 г.


МТС Vimpelcom «Мегафон»
Выручка, млрд руб 431.2 $9,63 млрд (587 млрд руб) 313.38
н/д $9,33 млрд (568,7 млрд руб) 270.4
н/д $1,25 млрд (76,2 млрд руб) 79.9
OIBDA/EBITDA, млрд руб 175.5 $2,86 млрд (174,35 млрд руб) 132.36
40.7 29.7 42.2
Операционная прибыль, млрд руб 87.9 н/д 75.96
Рентабельность по операционной прибыли, % 20.4 н/д 24.23
Чистая прибыль (убыток), млрд руб 49.5 -$691 млн (-42,12 млрд руб) 39.04
106.6 $2 млрд (121,9 млрд руб) 70.16
Чистый долг, млрд руб 209.8 $5,5 млрд (335,3 млрд руб) 180.85
Число сотовых абонентов, млн 107.8 217.4 76.8
Россия
Выручка, млрд руб 391.2 278.43 308.37
OIBDA/EBITDA, млрд руб 165.1 109 н/д
Рентабельность по OIBDA/EBITDA, % 42.2 39.2 н/д
Чистая прибыль, млрд руб 53.1 н/д н/д
Капитальные затраты, млрд руб 83 56.78 н/д
Выручка от мобильной связи, млрд руб 336.5 232.09 265.09
Выручка от мобильной связи без учета продаж оборудования, млрд руб 296.2 221.9 245.2
Выручка от продаж оборудования и аксессуаров, млрд руб 40.3 44.69 19.9
Выручка от мобильной передачи данных, млрд руб 77.2 44.7 78.68
Число сотовых абонентов, млн 77.3 59.8 74.8
ARPU сотовых абонентов, руб 326 314 74.8
MOU сотовых абонентов, мин 381 319 н/д
APPM, руб 0.85 0.98 н/д
10.7 13 н/д
MBOU (Гб) н/д 1.71 3.29
Выручка от фиксированного бизнеса, млрд руб 61.6 46.34 23.4
Число абонентов ШПД, млн 2.63 2.2 н/д
ARPU абонентов ШПД, руб н/д 432 н/д
Украина
Выручка, млрд гривен 10,03 (28,4 млрд руб) 13,48 (38,15 млрд руб) -
EBITDA/OIBDA 4,1 (11,6 млрд руб) 6,33 (17,9 млрд руб) -
Рентабельность по EBITDA/OIBDA 41 47 -
Выручка от мобильной связи, млрд гривен 10,03 (28,4 млрд руб) 12,05 (34,1 млрд руб) -
Выручка от услуг мобильной передачи данных, млрд гривен 2,8 (55,2 млн руб) 1,44 (4,07 млрд руб) -
Капитальные затраты, млрд гривен 19,47 млрд руб (6,9 млрд гривен) 6,74 (19,07 млрд руб) -
Число сотовых абонентов, млн 20.2 25.4 -
ARPU сотовых абонентов, гривен 41 (116 руб) 41,3 (116,9 руб) -
MOU сотовых абонентов, мин 508 562 -
APPM, гривны 0,08 (0,23 руб) 0,07 (0,02 руб) -
Уровень оттока сотовых абонентов за IV квартал, % 6.6 6.4 -
Стоимость привлечения абонент, гривен 79,5 (225 руб) н/д

Показатели российского МТС

В России выручка выросла на 4,4% до i 391,2 млрд, показатель OIBDA остался без изменений – i 165,1 млрд. Рентабельность по показателю OIBDA снизилась на 1,8 процентных пункта до 42,2%. Эффективное управление валютными рисками позволило увеличить за год чистую прибыль в России на 19,7% до i 53,1 млрд.

Выручка от мобильного бизнеса в России выросла за год на 5,2% до i 336,5 млрд. Выручка от мобильных услуг без учета продаж оборудования увеличилась на 2% до i 296,2 млрд. Выручка от продаж телефонов и аксессуаров увеличилась на 37,4% до i 40,3 млрд.

Выручка от дополнительных услуг увеличилась за год на 12,7% до i 118,1 млрд. Выручка от услуг мобильной передачи данных продемонстрировала рост на 19,8% до i 77,2 млрд. Средний ежемесячный счет на одного сотового абонента (ARPU) составил i 77,3, средний голосовой трафик на одного абонента (MOU) – 381 мин. Средняя стоимость минуты (APPM) составляет i 0,85.

Выручка от фиксированного бизнеса в России за год снизилась на 1,5% до i 61,6 млрд. Число абонентов фиксированной телефонии (включая абонентов МГТС) за год снизилось на 4% до 3,5 млн. Число пользователей широкополосного доступа в интернет увеличилось на 12% до 2,63 млн, число ТВ-абонентов выросло на 2% и составило 2,745 млн.

Украинское 3G потребовало капитальных затрат

На Украине выручка МТС незначительно сократилась и составила 10,03 млрд гривен, скорректированный показатель OIBDA упал на 12,3% до 4,113 млрд гривен (это связано с началом строительства сетей 3G и проблемами на Востоке страны). Выручка от услуг мобильной передачи данных увеличилась на 12,2% до 1,12 млрд гривен.

В Армении выручка упала на 8,3% до 71,2 млрд драм, скорректированный показатель OIBDA снизился на 9,9% до 34,3 млрд драм. Снижение связано с падением доходов от роуминга и международных голосовых вызовов, что, в свою очередь, связано с неблагоприятной экономической ситуацией в стране.

МТС сохранило лидерство

Итоги сравнения МТС, Vimpelcom (работающего в России под брендом «Билайн») и «Мегафон» следующие. В глобальном плане лидером по выручке и числу сотовых абонентов остается Vimpelcom, но у него же наименьшая рентабельность и наибольший размер чистого долга.

В России лидером по общей выручке, выручке от услуг мобильной связи (в том числе и по выручке без учета продаж оборудования), выручке от услуг фиксированной связи и числу сотовых абонентов остается МТС. Также МТС лидирует по уровню капитальных затрат. На втором месте по этим показателям находится «Мегафон», на третьем - «Вымпелком» (российская «дочка» Vimpelcom).

«Мегафон» с небольшим отрывом от МТС лидирует по показателю выручки от мобильной передачи данных – i 78,7 млрд и i 77,2 млрд. «Вымпелком» в этом плане значительно отстает: у оператора данный показатель составляет i 44,7 млрд. На Украине «Киевстар» («дочка» Vimpelcom) опережает МТС по числу сотовых абонентов, выручке (в том числе выручке от мобильной связи) и рентабельности.


В экономике России, средства сотовой связи, позволяющие обеспечить постоянную, быструю и надежную связь между абонентами любых населенных пунктов столь обширной территории, играют исключительно важную роль. Наибольшее значение эта роль приобретает в условиях современной экономики первой четверти XXI в., когда от скорости и качества передачи информации зачастую зависит правильность принятия генеральных управленческих решений.
Телекоммуникационная отрасль относится к важнейшим секторам экономики, которые обеспечивают функционирование и согласованную работу всех государственных систем. Сегодня теле- и инфокоммуникации становятся важнейшим элементом экономического развития. В связи с этим, Правительство РФ рассматривает дальнейшее развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры страны как один из главных факторов подъема национальной экономики, роста деловой и интеллектуальной активности общества, укрепления авторитета страны в международном сообществе.
Даже в периоды общего спада в национальном хозяйстве отрасль связи России продолжала динамично развиваться: телекоммуникационные компании быстро оправились от финансового кризиса 1998 г., сумели поддержать реноме надежного заемщика и остались привлекательными для инвесторов. В настоящее время предприятия связи работают прибыльно. По сравнению с компаниями других секторов экономики они имеют достаточно высокую долю наличных денег в доходах, и это обуславливает возможность роста за счет собственных средств.
Глобализация экономических отношений, рост числа политических, культурных, деловых и иных связей в национальном и международном масштабах, необходимость обеспечения доступа к достижениям мировой цивилизации, а также вызванный вышеперечисленными факторами бурный
рост информационных потоков требуют ускоренного развития и совершенствования телекоммуникаций. Среди глобальных тенденций, которые рассматриваются учеными как ключевые технологические факторы, определяющие форму и содержание телекоммуникаций, отмечены: - цифровизация стационарных сетей;
конвергенция сетей, процессов и услуг;
рост сетей мобильной связи
- развитие Интернет и связанный с этим процесс перехода от сетей с коммутацией каналов к сетям с коммутацией пакетов, не ориентированных на соединения.
В России, на сегодняшний день происходит ускоренное внедрение новых инфокоммуникационных технологий и стандартов: например, за последние пять лет мобильная связь стандарта GSM пришла в 61 регион страны, получают распространение новейшие услуги SMS, роуминг, голосовая почта, удаленный доступ на базе xDSL, выделенные каналы Internet уже пришли в квартиры . В действиях операторов связи все больше появляются публичность и открытость.
Сегодня связь является одной из успешно развивающихся отраслей российской экономики. При этом, наиболее динамичной подотраслью является сотовая связь. Прошедший в 2000 г. бум сотовой телефонии в России показал, какими огромными резервами обладает российский потребительский рынок СПС.
Стремительный рост популярности Интернет и бурное развитие рынка телекоммуникаций привели к слиянию мобильной связи с другими технологиями.
Для глубинного и детального понимания отмеченной тенденции, целесообразно ввести определение.
Итак, под конвергенцией в общем смысле понимается возможность
различных сетевых платформ обеспечивать практически одинаковый набор
услуг или объединение оконечных устройств, таких как телефон,
32
персональный компьютер и ТВ-приемник в форме единого терминала. Этот термин все чаще появляется в контексте эволюции в информатике и телекоммуникациях, включает в себя все те изменения, которые касаются процессов развития и интеграции услуг и сетей, замещения старых технологий новыми .
Определяя актуальность данной темы, представляется необходимым наибольшее внимание уделить достаточно заметной и распространенной конвергенции услуг телефонии и передачи данных, где традиционная телефонная сеть представляет собой участника процесса конвергенции, а сети передачи данных - другого.
Экономической природе продукта. отрасли связи присущие специфические черты, связанные с отраслевыми особенностями.
Первая особенность определяется спецификой продукта, который не имеет материальной формы, а являет собой конечный полезный эффект (результат производственной деятельности) процесса передачи сообщений и информации от отправителя к пользователю. Нематериальный", (невещественный) характер конечного продукта обусловливает отсутствие, использования в производственном процессе сырья и материалов и их связи с производственной себестоимостью предоставленных услуг, которая влияет на структуру производственных расходов телекоммуникационных предприятий.
Вторая особенность тесно связана с первой и характеризуется неразрывностью во времени потребления продуктов связи и процесса их производства. Эта особенность четко выражена в телефонной связи, где сам процесс передачи телефонного сообщения происходит при участии абонента, то есть совпадает с процессом потребления.
Третья особенность отрасли связи заключается в том, что в отличие от
промышленности, где предмет труда подлежит материальному изменению, а
после этого, находясь к сфере обращения, становится товаром и только через
определенное время используется пользователем, в производственном процессе
предприятий связи информация должна поддаваться лишь перемещению в
33
пространстве (передачи информации и сообщений). Другие изменения означают ее искривление, потерю признаков и ценности и наносят убытки пользователям. С учетом этой особенности большое значение имеют достоверность передачи сообщений, точность их воссоздания и обеспечения в процессе передачи информации всех количественных и качественных параметров, которые характеризуют их потребительские свойства.
Таким образом, отмеченные особенности отрасли и специфика продукта, который производится, нуждаются в специфическом подходе к признанию расходов, калькуляции себестоимости и на их основе формирования тарифной политики операторов сотовой связи.
На российском рынке на сегодняшний день, на наш взгляд, наибольшее распространение получил тип конвергенции, представляющий собой технологическое взаимодействие между линией доступа ТфОП/ISDN и Интернет на границе телефонной сети .
Приоритетным направлением в развитии телекоммуникационного рынка, по нашему мнению, является конвергенция фиксированных 1 и подвижных сетей. А именно, конвергенция услуг, подразумевающая, что абоненты приобретают возможность получать услуги при любом доступе в сеть. В этом случае для оператора фиксированной связи свойство мобильности расширяет набор услуг, а оператор мобильной связи в условиях конвергенции с фиксированными сетями становится провайдером полного набора услуг.
Реализация рыночного потенциала рынка сотовой связи, несомненно, зависит от применяемых методов управления и регулирования производственно-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, которые заинтересованы в оптимальном сочетании централизованного воздействия государственных органов и рыночных саморегуляторов.
Государственное управление рынком сотовой связи в соответствии с
Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О связи»
осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством
34
Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области связи, а также в пределах компетенции иными федеральными органами исполнительной власти.
Общее регулирование рассматриваемой отрасли относится к компетенции Министерства информационных технологий и связи, которое:
выдает лицензии телекоммуникационным компаниям,
сертифицирует оборудование,
регулирует порядок оказания услуг связи общего пользования,
осуществляет выделение частотного ресурса.
В соответствии с российским законодательством, государство имеет полномочия в определенной степени регулировать деятельность естественных монополий, работающих в отрасли электросвязи. Закон «О естественных монополиях» предоставляет юридическую основу для государственного регулирования поставщиков услуг электросвязи и обеспечивает государственный контроль за установлением тарифов и другой деятельностью.
Одной из особенностей рынка сотовой связи является то, что влияние государства сказывается и на инвестиционной привлекательности отрасли: позитивно в одних случаях и негативно - в других.
Важным шагом в улучшении государственного регулирования отрасли стало принятие новой редакции закона «О связи». Закон «О связи» отвечает требованиям Всемирной торговой организации, директивам Европейского союза, рекомендациям Организации экономического сотрудничества и развития и Международного союза электросвязи, в том числе и в, части предлагаемого механизма универсального обслуживания.
Другим существенным моментом является закрепление в законе «О
связи» необходимости получения операторами связи компенсации
экономически обоснованных затрат и возмещение обоснованной нормы
прибыли от капитала, используемого при оказании услуг связи, тарифы на
которые устанавливаются государством .
35
Анализ механизма правового регулирования рынка сотовой связи целесообразно провести в контексте концепции правового регулирования :
1. Стадия нормативно-юридического регламентирования деятельности в области сотовой связи. Эта стадия находит свое отражение в таком элементе механизма правового регулирования, как юридическая норма. В настоящее время деятельность операторов сотовой связи регламентирована довольно большим количеством нормативных актов, всесторонне регулирующих экономические отношения на рынке сотовой связи деятельность в области предоставления продуктов сотовой связи. Несмотря на то, что правоотношения в области сотовой связи затрагивают широкий круг вопросов, которые имеют свойства пересекаться в различных правовых нормах, автор считает целесообразным выделить несколько их групп по направлениям государственного регулирования:
первая группа включает правовые нормы по организации государственного регулирования, лицензирования и сертификации деятельности в области сотовой связи;
во вторую группу относятся правовые нормы по вопросам использования радиочастотного спектра и регулирования ресурса нумерации; -
в третью группу включаются правовые нормы, регулирующие деятельность в области сотовой связи, как предпринимательской деятельности;
- четвертая группа состоит из норм, выполняющих правоохранительную функцию, т.е. обеспечивающих охрану правопорядка, военную и государственную безопасность при оказании операторами услуг сотовой связи.
Как уже было выше отмечено, правовые нормы в области регулирования рынка сотовой связи присутствуют в довольно большом списке нормативно-правовых актов, что представляет собой определенную
проблему, допускает их несоответствие друг другу, а также пробелы в
36
законодательстве. Если третья и четвертая группа правовых норм может содержаться в общем законодательстве, т.е. помимо сотовой связи, регулирующие и другие общественные отношения, имеющие общие принципы правового регулирования (например, гражданское законодательство), то первые две необходимо выделить именно в единые и целостные нормативно-правовые акты, регулирующих непосредственно рынок сотовой связи. Таким нормативным актом, полностью включающим в себя нормы первой и второй группы мог бы стать Закон «О сотовой (подвижной) связи» или Закон «О телефонной связи», включающий регулирование, как проводной, так и беспроводной телефонной связи, а также принципы и порядок международного сотрудничества по этим вопросам. Несмотря на то, что новый закон о связи был принят - в 2003 г., он так и не развил, по мнению автора, вопросы регулирования непосредственно сотовой связи, и в большинстве положений скопировал предыдущий закон 1995 г. и установил общие основополагающие принципы регулирования сотовой связи.
Однако, несмотря на имеющиеся проблемы, законодательство в области сотовой связи продолжает развиваться и в настоящее время нормативно-правовая база Российской Федерации, обеспечивающая деятельность субъектов хозяйственных отношений, все еще находится в процессе становления. В связи с этим, продолжает существовать неопределенность и связанные с ней факторы риска при принятии правовых и бизнес решений, в частности:
- наличие некоторых противоречий между положениями местных, региональных и федеральных нормативных правовых актов;
- отсутствие учета результатов судебной практики органами исполнительной власти при применении тех или иных норм права по вопросам, уже рассмотренным судами;
- отсутствие согласованности в интерпретации новых правовых норм судьями;
возможности, в том числе правительственных и государственных органов, оказывать влияние на решения, принимаемые судами;
недостаточно проработанные процедуры банкротства, допускающие возможные злоупотребления.
Кроме того, ряд основополагающих законов РФ и нормативных актов в отрасли связи был введен в действие сравнительно недавно, что может приводить к непоследовательности практики их применения. Российское законодательство нередко рассчитано на наличие подзаконных актов, которые вводятся в действие с опозданием, что приводит к существенным недостаткам в нормативной базе и практике применения соответствующих положений.
Указанные выше недостатки могут неблагоприятно отразиться на способности реализовывать свои права по имеющимся лицензиям и заключенным контрактам, а также обеспечить необходимую защиту в случае предъявления претензий другими лицами или регулирующими органами.
На сегодняшний день, основными проблемами развития рынка мобильной связи, как отмечают исследователи , служат многоступенчатые и непрозрачные процедуры получения лицензий и выделения рабочих радиочастот. Разрушительное влияние на конкуренцию оказывают отдельные решения федерального органа в области связи. Это относится, в частности, к ограничению роуминга в сетях регионального стандарта AMPS - 800, к ограничению мобильности абонентов, обслуживаемых операторами сети CDMA .
В связи с бурным развитием сетей радиотелефонной связи появилась проблема распределения и использования частотного спектра, являющегося ограниченным природным национальным ресурсом.
Решения в области связи принимаются как уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти, так и на коллегиальной
основе. Так, примером введения на территории Российской Федерации
ограничения на деятельность хозяйствующих субъектов на рынке сотовой
38
связи со стороны федеральных органов явилось решение государственной комиссии по радиочастотам при Минсвязи России от 24.04.2000 года (протокол № 22/3), которым было признано «нецелесообразным дальнейшее выделение полос радиочастот в диапазоне 800 МГц для развертывания новых и развития существующих сетей сухопутной подвижной радиосвязи стандартов AMPS/D-AMPS/N-AMPS» и объявлено о прекращении рассмотрения заявок на выделение полос частот в диапазоне 800 МГц для систем мобильной связи и фиксированного радиодоступа в связи с развитием цифрового телевидения.
В соответствии с этим решением сотовые сети AMPS и CDMA могут развиваться только в тех субъектах Российской Федерации, в которых операторские компании уже приступили к реализации лицензий на предоставление услуг связи. Операторские компании в других субъектах Российской Федерации, не приступившие к деятельности на предоставление продукта связи по технологии AMPS и CDMA, не могут строить и развивать сети связи .
Основываясь на необходимости высвобождения частот для развития наземного телевизионного вещания, введено ограничение срока использования выделенных ранее полос частот 824-834 и 869 -879 МГц «до конца амортизационного срока соответствующего оборудования, но не позднее 2010 года».
Таким образом, принятое решение нарушало не только антимонопольное, но и отраслевое законодательство. Абзац 5 ст. 12 Федерального закона «О связи» определяет, что частотные присвоения предприятиями связи могут быть изменены исключительно в интересах обеспечения государственного управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации с компенсацией предприятиям связи ущерба, связанного с переходом на другие частоты.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что в порядке
реализации технической политики создаются административные барьеры и
39
дискриминирующие условия деятельности операторов, снижается инвестиционная привлекательность отечественного телекоммуникационного рынка. Потребители лишаются возможности получения современных технологий в области связи, обеспечивающих предоставление большого спектра дополнительных услуг связи.
Проблемы с выделением частот, лицензированием деятельности и присоединением мобильных сетей к ТфОП для региональных операторов не менее актуальны, чем для общероссийских.
В регионах РФ приоритетные направления политики исполнительной власти субъектов РФ варьируются в зависимости от социально-экономических и природно-географических условий. Высокая территориальная неравномерность развития сетей сотовой подвижной связи на территории России обусловлена в значительной мере технико-технологическими факторами, решающую роль в которых играет ограничение частотного ресурса, используемого в высокотехнологичных системах радиосвязи общего пользования.
Основной причиной возникновения этой проблемы является исторически сложившийся перекос в сторону преимущественного использования радиочастотного спектра в интересах государственного управления, обороны и безопасности страны. А именно, транкинговая связь, службы космических исследований и космической эксплуатации, телевизионные станции, средства воздушной радионавигации спутниковая связь . Более 90 % частотного ресурса находится в преимущественном использовании правительственного и военного назначения, а для развития радиоэлектронных средств гражданского назначения частотный ресурс выделялся по остаточному принципу. Это является естественным барьером по доступу на рынок услуг связи.
Нами установлено, что в России распределение ограниченных ресурсов
- в первую очередь радиочастот, а также номерной емкости - осуществляется
на уровне административных решений, без использования конкурентных
40
механизмов. Более того, разрабатываемые новые нормативные документы не дают оснований предположить, что существуют серьезные намерения использовать те преимущества, которые дают конкурентные механизмы, для совершенствования системы распределения ограниченных ресурсов.
Развитие отрасли связи соответствует общим положительным тенденциям в российской экономике. На протяжении последних нескольких лет отрасль связи динамично развивается: появляются новые технологии, новые услуги, растет спрос на услуги связи.
Развитие рынка сотовой связи как в целом по России, так и на региональных рынках, характеризуются ежегодным ростом доходов, однако темпы роста отрасли стабилизируются.
Следует отметить, что главными рыночными преимуществами операторов сотовой связи является высокое качество, широкий спектр услуг и отсутствие социального бремени. По некоторым оценкам, на долю альтернативных операторов, работающих в секторах рынка с наиболее высокими уровнями прибыльности, приходится около 60% дохода.
Перспективы развития бизнеса операторов сотовой связи могут быть связаны как с дальнейшим развертыванием цифровых наложенных сетей в регионах, так и с привлечением новых коммерческих клиентов в регионах, охваченных их сетями.
Последние несколько лет отрасль мобильной связи демонстрировала чрезвычайно высокие темпы развития. Реальные размеры клиентской базы превзошли прогнозные показатели в несколько раз, число абонентов сотовой связи уже с начала 2004 г. превысило число абонентов стационарной связи.
Таким образом, рынок сотовой связи в России формируется в основном
новыми операторами. Безусловными лидерами на этом рынке считается
«большая тройка» операторов федерального уровня, имеющих лицензии на
всей или почти всей территории Российской Федерации - это «Мобильные
ТелеСистемы» (МТС), «ВымпелКом» (БиЛайн), «МегаФон». Кроме того,
крупными региональными игроками являются компании «Уралсвязьинформ»,
41
«С.М.А.Р.Т.», «ВолгаТелеком», «Сибирьтелеком» и др. Почти все операторы предоставляют услуги сотовой связи в регионах через свои дочерние компании. Исключение составляет «Уралсвязьинформ», самостоятельно обслуживающий большую часть абонентов .
Основными факторами роста рынка сотовой связи стали значительные инвестиции в отрасль, которые позволили реализовать эффект масштаба и снизить уровень тарифов. Одновременно значительно повысилась совокупная зона охвата операторов. В ряде случаев мобильная связь стала рассматриваться как реальная альтернатива местной и внутризоновой связи. Дополнительными факторами, подталкивающими динамику развития, стали рост конкуренции, массированные рекламные компании, вариативность тарифных планов. В последние 2-3 года стало тенденцией резкое снижение уровня тарифов, происходящее в силу усиливающейся конкуренции.
Низкий уровень рыночного риска предприятий-операторов сотовой связи обусловлен их позициями на рынке связи. В условиях стабильного спроса на их продукт это гарантирует постоянный минимальный уровень доходов, который практически не зависит от экономических условий и политической ситуации в стране. Однако это не избавляет предприятия отрасли от политических рисков, связанных, в первую очередь, с существенным влиянием государства на отрасль.
Как известно, на рынке сотовой связи сталкиваются интересы
потребителей, которые стремятся получить как можно больший объем
качественного продукта по минимальной цене, и интересы корпораций связи,
которые стремятся продать этот продукт как можно дороже, ориентируясь на
норму доходности, необходимую для дальнейшего развития, а также
платежеспособный спрос со стороны населения и предпринимательских
структур. Совпадение этих интересов практически невозможно, так как при
даже теоретической подобной возможности взаимное соглашение
противоречит внутренним механизмам рыночного развития и может
привести к стагнации и упадку данного вида бизнеса. В силу отмеченных
42
обстоятельств на рынке сотовой связи складывается ситуация, характеризующаяся следующими принципиальными особенностями:
наличие платежеспособного спроса со стороны населения и делового сектора при отсутствии у корпораций связи технической возможности по его удовлетворению, что с объективной необходимостью требует дополнительных инвестиций;
неудовлетворенный платежеспособный спрос со стороны населения и корпоративного сегмента на продукт сотовой связи при наличии неиспользуемых производственных мощностей операторов;
- превышение спроса на продукты сотовой связи над среднестатистическими при наличии у корпораций - операторов мобильной связи неиспользованных производственных мощностей, что может быть разрешено путем снижения тарифов на услуги связи;
- превышение спроса со стороны населения над среднестатистическими при отсутствии у корпораций - операторов связи неиспользуемых производственных мощностей, что может быть разрешено путем повышения качества услуг связи.
Ведущие позиции на российском рынке сотовой связи основных операторов позволяют рассматривать тенденции их развития как наиболее характерные черты развития всей отрасли. При этом, в отношении более мелких компаний и региональных операторов проецирование данных тенденций представляется относительно правомерным, поскольку, не смотря на существенные различия экономического характера (прежде всего, масштабы деятельности), основные параметры тарифного регулирования и использования технических мощностей соответствуют состоянию вышеуказанных компаний. С другой стороны, крупнейшие компании играют доминирующую роль по отношению к другим участникам рынка, и поэтому их развитие является определяющей тенденцией для более мелких компаний, находящихся от них в организационно-экономической и технико-технологической зависимости .
Таким образом, выполненные исследования дают основания утверждать, российский рынок телекоммуникационных услуг, в частности продуктов сотовой связи - это олигополистический, жизнеобеспечивающий, либерализованный отраслевой сегмент, ведущие позиции в котором занимают такие операторы, как ОАО «Мобильные ТелеСистемы», ОАО «Вымпел Коммуникации» и ОАО «Мегафон», контролирующие свыше 70 % рынка сотовой подвижной связи. Региональные операторы сотовой связи наряду с ведущими общероссийскими компаниями представляют конкурентный рынок, где постоянно происходит жесткая конкурентная борьба за устойчивое позиционирование с помощью ценовой политики на услуги соединения, расширения спектра предоставляемых услуг.

Москва. 29 декабря. сайт – У каждой медали есть обратная сторона, и российский телеком - отличная тому иллюстрация. Подавляющее большинство других отраслей смотрят на темпы роста в телекоме за последнее десятилетие с черной завистью - это с одной стороны. С другой стороны, технологический прогресс, который и обеспечивает этот гигантский рост, требует от операторов больших вложений. Если в трудных макроэкономических условиях поддаться вполне естественному стремлению затаиться и подождать, вскоре вместо перспектив будешь видеть только спины конкурентов. Потратишь слишком много, а спад затянется - нечем будет платить по долгам. Найти идеальный баланс между двумя этими крайностями может быть сложнее, чем построить сеть очередного поколения.

Пока телеком утверждает себя в статусе одной из самых стойких к экономическим неурядицам отраслей в России. В то время как многие рынки спикировали вслед за ценами на нефть, телекоммуникации, по предварительным данным исследовательской компании "ТМТ Консалтинг", ускорили рост до 2,1% с 1,7% в 2014 году. Почти 60% выручки (971 млрд рублей) в телекоме сформировал сегмент мобильной связи, который, впрочем, в этом году впервые в истории рос медленнее рынка - на 1,2%.

Сотовые операторы в 2015 году, как и раньше, развивали 3G- и 4G-сети, совершали сделки M&A, привлекали крупные кредиты, в том числе за рубежом. И даже с размахом тратились на первых в истории России аукционах на LTE-частоты, заплатив государству 6,3 млрд рублей.

Оглядываясь на 2015 год, можно сделать вывод, что для телеком-отрасли он стал логическим продолжением 2014-го. Тренды, наметившиеся ранее, продолжили развиваться, и речь не только об общих для российской экономики местах - геополитике, санкциях, девальвации рубля. Игроки телеком-рынка находятся в различной ситуации - каждый из операторов исполняет собственную партию. Для некоторых из них 2016-й может стать годом проверки на правильность выбранной стратегии и способность достигать заявленных целей. Но долгосрочный рост вопреки депрессивной макроэкономике вряд ли возможен даже в самой динамичной отрасли. Телекомы продолжат существовать в парадигме своих бизнес-планов, внедрения новых сервисов и строительства сетей, даже если за баррель российской нефти в 2016 году будут давать $20. Однако сражаться за место под солнцем будет сложнее, и операторам придется задействовать все имеющиеся навыки боя за рыночную долю.

Вперед, к победе оптимизации

Среди российских мобильных операторов два дают прогнозы годовых результатов, и оба были консервативны в начале 2015 года. МТС ждала роста выручки в России более чем на 3% (после III квартала прогноз был повышен до более чем на 4%),тогда как по итогам 2014 года показатель увеличился на 5,6%. "Мегафон" был еще более осторожен и заложил в свой прогноз нулевой рост (по итогам 2014 года выручка увеличилась на 5,9%).

"Вымпелком" же, стесненный статусом "дочки" глобального Vimpelcom Ltd., традиционно финансовых ориентиров не дает, но любит делиться концептуальным видением. О том, что 2015 станет для "Вымпелкома" годом тотальной экономии, его гендиректор Михаил Слободин объявил в конце 2014 года. "Будем экономить на всем, на чем можно экономить", - сказал он и пронес эту мантру через весь год.

Если перечислять, на чем пытался сэкономить "Вымпелком" в прошедшем году, вполне вероятно, не хватит пальцев рук: компания объявила о сокращениях штата управленцев на "десятки процентов", продаже 10 тысяч сотовых вышек, сокращении региональных управлений, об аутсорсинге IT-систем, а Слободин даже заикнулся о возможном переезде центрального офиса компании с Садового кольца в более выгодное, с точки зрения арендных ставок, место.

Цель "глубокой оптимизации" - конкурировать с мировыми digital-компаниями, которые имеют легкую структуру управления и высокую концентрацию уровней принятия решений, утверждал глава "Вымпелкома". Это, безусловно, важные цели, но ключевая задача оператора, которую и призван был решить Слободин, возглавивший "Вымпелком" в сентябре 2013 года, - вернуть доверие абонентов. Это, в свою очередь, залог роста выручки и успеха в борьбе за улучшение позиций на рынке.

Совокупная выручка компании в 2015 году стагнировала - рост за три квартала 2015 года случился лишь раз - по итогам января-марта (на 0,2%), в остальное время показатель сокращался на 1% ежеквартально. В то же время доходы в мобильном сегменте во II и III кварталах росли на 1% и 2% соответственно.

Летом на встрече с аналитиками менеджеры "Вымпелкома" прогнозировали, что в течение 2015 года рост доходов не превысит динамику первого квартала, что можно понимать как отсутствие роста как такового. На той же встрече они сообщили, что рост выручки запланирован с 2016 года. В начале 2014 года Джо Лундер, на тот момент глава Vimpelcom Ltd., обещал в интервью "Интерфаксу", что российский оператор стабилизирует долю рынка и вернется к активному росту примерно через два года, то есть в 2016 году. В этом же году, в сентябре, истекает трехлетний контракт Слободина.

Согласно подсчетам "Интерфакса", с того момента, как он возглавил "Вымпелком" (как раз в конце III квартала 2013 года), доля рынка оператора в российской выручке "большой четверки" сократилась до 25,2% с 27,1% (приводится сравнение мобильной выручки за 9 месяцев 2013 года и 9 месяцев 2015 года).

За это же время МТС увеличила долю до 33,8% с 31,3%, "Мегафон" - до 30,2% с 29,4%. Tele2 за два года, как и "Вымпелком", снизила долю на российском рынке - до 10,8% с 12,2% (оба показателя - с учетом мобильных активов "Ростелекома"). Однако в случае с Tele2 сравнение не в полной мере репрезентативно, поскольку в 2013 году оператор не владел мобильными активами "Ростелекома" - они были присоединены в августе 2014 года.

Еще одним лозунгом Слободина в 2015 году было "получить больше за те же деньги". Пока неизвестно, сколько потратит "Вымпелком" на капитальное строительство по итогам 2015 года, однако данные на конец III квартала свидетельствуют, что за 9 месяцев CAPEX в годовом сопоставлении сократился на 26,4%, до 28,7 млрд рублей. Это в 1,6 раза меньше, чем у "Мегафона", и в 2,3 раза меньше, чем у МТС. Менеджеры компании объясняли этот тревожный тренд "умным" инвестированием, использованием BigData при проектировании строительства, и скидками от вендоров. Пока о результатах реализации smart-стратегии говорить рано, отмечает представитель "Вымпелкома" Анна Айбашева. По ее словам, промежуточный анализ показывает, что доходы на одну новую базовую станцию выросли на десятки процентов относительно прошлого года.

Все телеком-компании находятся в крайне непростой ситуации из-за девальвации рубля: получая рублевую выручку, они закупают оборудование в иностранных валютах, отмечает президент МТС Андрей Дубовсков.

МТС снизила темпы реализации неприоритетных проектов или отложила их, однако инвестировала в 2015 году больше конкурентов, подчеркивает он. Оператор считает, что, активно инвестируя в кризисный период, он закладывает базу для дальнейшего роста. Эффективность такой стратегии во время предыдущего кризиса продемонстрировал "Мегафон", обогнавший по выручке "Вымпелком", который начал экономить на капзатратах и заморозил строительство новых сетей. Однако нельзя забывать, что семь лет назад российская экономика, по сути, отделалась легким испугом, так как цена на нефть быстро пошла вверх. Что будет на этот раз и где нашу экономику ждет пресловутое дно, за которым последует рост, сложно предсказать. Пока дно продолжает уходить вниз - несмотря на периодические заявления российских чиновников о том, что оно уже достигнуто.

Путь оптимизации и стремление получить больше привели "Вымпелком" к расширению в 2015 году сотрудничества с МТС в части совместного использования радиочастотного спектра. Теперь компании не только общими усилиями строят LTE-сети в 36 регионах, но также в 20 из них делят частоты 2,6 ГГц - ширина общей полосы составляет 20 МГц.

"Мегафон" реабилитируется "фиксой" И B2B

Обобщить год "Мегафона", наметив общие тенденции и вектор развития, сложно. Свой "мильон терзаний" в уходящем году получили акционеры компании - сначала узнав размер дивидендов за 2014 год, после чего, наблюдая за падением стоимости акций компании до исторического минимума ($11,4 за GDR). Однако эти события вряд ли взаимосвязаны - в 2015 году дно увидели акции многих российских компаний, в том числе МТС и Vimpelcom. Капитализация "Мегафона" по состоянию на 24 декабря сократилась в 1,4 раза по сравнению с показателем годом ранее, МТС - в 1,3 раза, Vimpelcom - в 1,2 раза.

"Мегафон" в прошедшем году, как и "Вымпелком", упражнялся в экономии средств, однако в отличие от конкурента делал это не под знаменем антикризисного менеджмента, а, скорее, в поисках лучших возможностей. Не всегда в пользу акционеров. Например, решение заплатить мизерные (по меркам "Мегафона") дивиденды за 2014 год - 16,13 рубля на акцию, или 10 млрд рублей, что в 4 раза меньше, чем за 2013 год - гендиректор компании Иван Таврин объяснил необходимостью "управления денежными средствами и валютными рисками в осторожной манере". Финансовый директор "Мегафона" Геворк Вермишян говорил, что большие дивиденды в первой половине года вынудили бы компанию продать валютную компоненту ликвидности оператора. "Это опасно в теоретическом сценарии ослабления рубля к концу года, когда нам нужно будет платить долги", - говорил он "Интерфаксу".

Прогноз CFO "Мегафона" по состоянию рубля в целом сбылся - с момента объявления рекомендаций по дивидендам за 2014 год рубль упал к доллару более чем на четверть. Однако беспокойство о долге вряд ли понравилось миноритариям - в пересчете на доллары они получили меньше, чем могли бы, если основной транш выплат пришелся бы на начало, а не конец года. Не исключено, что этот факт повлиял на отношение инвесторов к бумагам "Мегафона".

Но в целом из финансового потока 2015 года "Мегафон" выплатил максимум за свою публичную историю - почти 50 млрд рублей. Промежуточные дивиденды за 9 месяцев составили 64,51 рубля на акцию (всего 40 млрд рублей). Однако 50 млрд рублей (80,64 рубля на акцию) в начале года принесли бы миноритариям $1,45 на бумагу, в то время как в сумме двух траншей они получили на 13% меньше - $1,26.

К октябрю 2015 года "Мегафон" смог преодолеть пресловутый "олимпийский эффект" I квартала 2014 года, когда выручка компании показала двузначный рост, чего с мобильными операторами не случается уже давно. В I квартале 2015 года доходы из-за эффекта высокой базы снизились на 1,2%, во II квартале - на 0,7%, но уже из-за того, что "просели" продажи гаджетов, а в III квартале был рост на 0,3%. Чтобы выполнить годовой прогноз по выручке (а он, в отличие от прогноза по OIBDA, не был пересмотрен в сторону увеличения), доходы в IV квартале должны увеличиться примерно на 1,5%.

Возможно, дополнительной инъекцией в выручку октября-декабря станут доходы от корпоративного сегмента, в котором "Мегафон" старается догнать "Вымпелком". По данным "ТМТ Консалтинга", по итогам года доли МТС, "Вымпелкома" и "Мегафона" в мобильном корпоративном сегменте будут составлять 36%, 29% и 27% соответственно. "Мегафон" позже пришел на этот рынок, поэтому сейчас догоняет конкурентов, говорит гендиректор "ТМТ консалтинга" Константин Анкилов.

Судя по сообщениям "Мегафона", в 2015 году он активно привлекал B2G-клиентов. Выручка от госзаказчиков по итогам прошедшего года составит порядка 8,5 млрд рублей, прогнозирует директор по развитию корпоративного бизнеса "Мегафона" Влад Вольфсон. С 2016 года "Мегафон" будет обслуживать около 1 тыс. заказчиков по новым контрактам, сумма которых составляет порядка 20 млрд рублей.

Еще одним источником роста выручки "Мегафона", по крайней мере в III квартале, стал фиксированный бизнес, тогда как у конкурентов этот пункт в отчетности просел. Доходы "Мегафона" от "фиксы" должны вырасти после покупки B2B-оператора "Гарс Телеком", их также поддерживает направление услуг для операторов (B2O) и, в частности, евроазиатская оптоволоконная магистраль DREAM. Проект стоимостью более 600 млн рублей планово окупился в этом году, сейчас к нему подключены китайские China Telecom, China Mobile и China Unicom, европейские операторы Deutsche Telekom, Interoute, Softnet, Telecom Italia Sparkle. При этом МТС и "Вымпелком" отмечали, что их фиксированные доходы снижаются в том числе из-за нерентабельного B2O-сегмента.

МТС также отмечает, что корпоративный рынок мобильной связи показывает устойчивый рост вопреки экономической нестабильности: в III квартале оператор увеличил число проданных контрактов на корпоративном рынке в 1,5 раза год к году. Проникновение интернет-пользования среди корпоративных клиентов МТС за год выросло на 10 п.п., каждый второй новый абонент компании в бизнес-сегменте пользуется не только голосовыми услугами, но и мобильным интернетом, отмечает представитель оператора Дмитрий Солодовников.

Российский бизнес также использует мобильный интернет в рамках М2М-сервисов - в 2015 году количество таких подключений выросло на 20% до 3,6 млн, отметил он. Доля M2M трафика в корпоративном сегменте в 2015 году удвоилась, составив около 20%.

МТС принимает ответные меры

Очень бодро прошагав первые четыре месяца 2015 года (практически не споткнувшись о курс украинской гривны и потерю крымских абонентов), МТС столкнулась с бедой, замаячившей на горизонте еще в конце 2014 года. Тогда развалилась долго готовившаяся сделка по вхождению МТС в капитал "Связного", контроль над которым в итоге перешел к Олегу Малису - брату главы "Евросети" и бизнес-партнеру основного акционера "Мегафона". В результате "Связной" породнился с "Евросетью", принадлежащей на паритетных началах "Мегафону" и "Вымпелкому".

В апреле оба конкурента МТС вернулись с продажами в "Связной", бывший ранее вотчиной МТС (на нее приходилось до 70% продаж контрактов в салонах ритейлера.)

МТС сначала устроила публичное расставание, прекратив продажи контрактов и прием платежей в салонах ритейлера, а потом решила - "так не достанься ж ты никому!". И подала иск к ФАС за то, что та одобрила ходатайство Олега Малиса о приобретении контроля над "Связным". Новая "группа лиц" - ритейлеры братьев Малисов - могла ограничить конкуренцию на рынке операторских контрактов, утверждала МТС. Но суд под конец года отклонил иск МТС, и оператор еще не решил, будет ли подавать апелляцию.

Поиск справедливости в вопросе владения "Связным" - это скорее дело чести для МТС (и об этом мы, видимо, еще услышим в 2016 году), настоящая же головная боль оператора - замещение канала, через который ранее продавались 10-20% (по данным МТС) его контрактов. Разрыв отношений с партнером вынуждает МТС значительно наращивать свою розничную сеть - до 5 тыс. в 2015 и 5,5 тыс. - в 2016 году. И это при том, что ни "Связной", ни "Евросеть" не собираются расширять физическую сеть, как и "Мегафон" - повышение эффективности ритейла у них сводится к релокации салонов.

По мнению президента МТС Андрея Дубовскова, большая часть операторской розницы и даже мультибрендовых ритейлеров - нерентабельна. Сам оператор хотел бы, чтобы количество точек продаж на рынке сократилось, но вынужден поступать ровно противоположным образом.

"Предел роста розницы не от нас зависит - мы всегда идем в ответ. Точек продаж, которые мы контролируем, в разы меньше точек, которые контролируют наши конкуренты. Тем не менее, мы подключаем не в разы меньше, чем конкуренты из "большой тройки", но на определенное количество - на 1-3 млн sim-карт ежеквартально. Но мы не можем подключать на 5 млн меньше, тогда мы потеряем долю рынка", - говорил журналистам Дубовсков в конце года.

МТС пока не заместила собственной розницей потерянные продажи контрактов в "Связном" и рассчитывает решить эту задачу за несколько кварталов.

МТС также хотела бы, чтобы операторы в целом подключали меньше абонентов, чем сейчас. По данным Дубовскова, ежегодно в России продается 113-115 млн sim-карт (при населении в 146 млн человек). Базы операторов, таким образом, наполняются "мертвыми душами", которые дают квартальный прирост, а через полгода - высокий квартальный отток.

Особенно остро проблема оттока для операторов стоит в Москве - этот регион формирует, по данным AC&M, 17% российской абонентской базы и, по разным оценкам, 25-40% выручки "большой тройки". Во II квартале 2015 года лидером по размеру абонентской базы в Москве и Московской области стал "Вымпелком", опередивший МТС. Однако некоторые игроки рынка считают, что это "пиррова победа" - дескать, база оператора токсична, поскольку часть sim-карт "Вымпелком" раздает бесплатно (например, прикладывая к заказанной пицце) или навязывает. Последнее, впрочем, по наблюдениям корреспондентов "Интерфакса", справедливо для всех операторов и связанных с ними ритейлеров. А факты бесплатной раздачи номеров "Вымпелком" отрицает.

Кто-то приходит, кто-то уходит, или братья наши меньшие

Самое ожидаемое телеком-событие 2015 года было связано как раз со столичным рынком. Октябрьский выход Tele2 в Москву, вероятно, уже в 2016 году незначительно перераспределит доли "большой тройки". В декабре у оператора был 1 млн абонентов, что соответствует 2,43% московского рынка на конец III квартала (всего 41,2 млн sim-карт).

Амбиции Tele2 простираются дальше - в Московском регионе она нацелена на 10% рынка, а это более 4 млн абонентов. Всего Tele2 нужно за три года увеличить абонентскую базу на 20 с лишним миллионов, чтобы выполнить собственный план и потеснить в 2018 году "Вымпелком".

Сокращение капзатрат - это точно не про Tele2. В 2015 году CAPEX оператора установил рекорд: за январь-сентябрь он составил 28,3 млрд рублей, что более чем вдвое превышает капзатраты 2014 года. Вполне вероятно, что CAPEX будет расти теми же темпами и в 2016 году. Tele2 предстоит освоить еще около 11 млрд рубей льготного (правда, пятилетнего) кредита ВТБ на строительство сетей в Москве, а также покрыть своими сетями еще 19 регионов, без учета Крыма и Севастополя.

По итогам 2015 года Tele2 будет убыточной, как и в следующие два года, прогнозировала ранее компания. Чистая прибыль и дивиденды акционерам ("Ростелекому", ВТБ, банку "Россия", "СОГАЗу" и Алексею Мордашову) Tele2, по ее собственному прогнозу, "светят" не раньше, чем по итогам 2018 года. Однако акционеры оператора, судя по всему, готовы не только терпеливо ждать успеха, но и щедро его кредитовать.

Пока Tele2 реализует амбиции по превращению "большой тройки" в "большую четверку", для приволжского СМАРТС, заметного в прошлом регионального игрока, 2016 год, похоже, станет последним. Оставшиеся четыре актива своей империи основатель Геннадий Кирюшин планирует продать в 2016 году (правда, пока эти компании находятся под арестом британского суда по иску одного из претендентов на их покупку - МТС). Последним локальным мобильным оператором в России остается уральский "Мотив", который в октябре отчитался о строительстве 4G на территории Свердловской и Курганской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

К слову об LTE - 2016 год, видимо, будет годом, когда каждый из операторов "большой тройки" закроет сетями четвертого поколения 83 региона РФ, кроме Крыма и Севастополя, которые пока обходятся своим мобильным оператором "К-Телеком". К слову, LTE-сети МТС формально уже покрывают все 83 субъекта.

Вместе выгоднее

В 2016 году мы увидим продолжение знакомых сюжетов: продажа остатков СМАРТС, развитие технологии 4G с запуском функционала VoLTE (голос поверх LTE), второй, более масштабные и дорогой, аукцион на LTE-частоты, и, наверняка, новые проекты по совместному строительству сетей.

Мы увидим, насколько эффективной оказалась оптимизация "Вымпелкома", к чему приведет розничная изоляция МТС, сможет ли Tele2 "подвинуть" "большую тройку" на Московском рынке. Новый год покажет, сможет ли "Мегафон" закрепиться на позиции лидера по доходам от передачи данных. В помощь ему - частотный ресурс дочернего "Скартела" (бренд Yota), который в следующем году запустит продажу своих мобильных контрактов еще примерно в 10 субъектах, преимущественно на Кавказе (до конца года количество регионов с дистрибуцией sim-карт Yota вырастет до 71).

От государства операторы ждут двух ключевых вещей - дальнейшей либерализации совместного использования частот (spectrum sharing) и обеспечения недискриминационного доступа в жилые дома.

В октябре 2015 года Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) сделала первый шаг на пути к полноценному spectrum sharing - разрешила операторам объединять имеющиеся у них LTE-частоты в диапазонах 900 МГц, 1800 МГц и 2,5 ГГц. В 2016 году госкомиссия может рассмотреть вопрос о spectrum sharing в диапазоне 800 МГц. Операторы ждут принятия закона, который позволит полноценно легализовать spectrum sharing во всех диапазонах, обменивать и продавать частоты.

Соответствующий законопроект уже два года путешествует по кабинетам чиновников и законодателей, но пока безуспешно. К законопроекту много замечаний у главного юридического управления Госдумы, говорить о том, что он готов ко второму чтению - преждевременно, заявил "Интерфаксу" в конце декабря председатель комитета Госдумы по информполитике Леонид Левин.

"В новом году мы надеемся на скорейшее принятие законодательных поправок по совместному использованию частотного спектра, что даст нам возможность более эффективно использовать дефицитный частотный ресурс, в частности - в рамках нашей работы в "Вымпелкомом", - сказал "Интерфаксу" представитель МТС Дмитрий Солодовников.

По словам главы компании Андрея Дубовскова, в регионах, в которых базовые станции строятся совместно с "Вымпелкомом", средние темпы прироста пользователей LTE у МТС на треть выше показателей в целом по стране. "Кроме того, нам удалось еще на 10-15% от первоначальных прогнозов (на 25-30%) снизить затраты на строительство и эксплуатацию сетей", - добавил глава МТС. С объединением частотного спектра (в рамках решения ГКРЧ) наш совместный проект переходит "на качественно новый этап развития", - подчеркнул Дубовсков. Совместное использование частотного ресурса позволит увеличить скорости мобильной передачи данных и ускорить строительство сетей при оптимизации затрат, что дает МТС и "Вымпелкому" основание "строить планы по дальнейшему расширению количества регионов с совместным использованием частот, сказал Дубовсков.

Важным вопросом является и дальнейшее расширение возможностей совместного использования инфраструктуры связи, отметили в "Мегафоне". Нормативная база в настоящий момент не разрешает операторам совместно использовать, например, транзитные узлы связи, оборудование коммутации и маршрутизации пакетов информации, биллинга, телематические и сервисные платформы. "В текущей экономической ситуации возможность совместного использования - необходимый шаг. Сокращение затрат оператора при введении такой меры достигает 1,5-2 млрд рублей в год", - сказала представитель "Мегафона".

Интересен "Мегафону" и spectrum sharing - компания в конце года направила в ГКРЧ заявки на совместное использование частот со своей "дочкой" "Скартел" в 12 регионах.

"Tele2 готова "реализовывать все возможности для эффективного использования спектра, но конкретных планов на текущий момент нет", - сказала "Интерфаксу" пресс-секретарь оператора Ольга Галушина.

Квартирный вопрос, или "ТСЖ два процента"

Вопрос обеспечения равного доступа операторов в многоквартирные дома с интернет- и ТВ-сетями обсуждается уже около четырех лет. В декабре Минкомсвязи призналось, что пока не нашло взаимопонимания с Минстроем по законопроекту, предусматривающему соответствующие поправки в Жилищный кодекс и закон "О связи".

"По нынешним законам решение о входе нового оператора в дом должно приниматься 2/3 голосов собственников жилья, а это организовать практически невозможно", - говорил вице-президент МТС Руслан Ибрагимов. "Фактически имеет место коллизия двух конституционных принципов - права собственности и права на получение информации. Этим пользуются управляющие компании, присваивая себе право решать, кого из операторов пустить в дом, и устанавливая им плату за вход в дом. По некоторым оценкам, около 2% выручки от услуг ШПД уходит этим управляющим компаниям", - отмечал топ-менеджер МТС.

"Не секрет, что зачастую ТСЖ и управляющие компании занимаются, давайте говорить прямо, шантажом операторов. Они выставляют нереальные расценки на доступ, создают различного рода препятствия на пути к конечному потребителю услуг", - заявил "Интерфаксу" представитель "Ростелекома".

Кроме обеспечения недискриминационного доступа, необходимы изменения в строительные нормы и правила (СНИП), гарантирующие создание в жилых домах инфраструктуры для телеком-оборудования, отметили в госкомпании. "Действующие СНИПы не предусматривают возможности прокладки телекоммуникационной инфраструктуры нескольких операторов связи", - сетует Ибрагимов.

Эти вопросы поднимались на форуме "Интернет-Экономика 2015" в конце декабря и были включены в дорожные карты, которые должны быть переданы президенту представителями отрасли. "Надеюсь, это поможет сдвинуть вопрос с места", - сказал вице-президент МТС.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: