Вай фай в автобусе как подключить. Wi-Fi-роутер в общественном транспорте: как и где работает? Инструкция по подключению

После объединения WiFi-сетей для подземного и наземного транспорта Москвы смартфоны пользователей стали автоматически подключаться к сетям проезжающих мимо автобусов и троллейбусов. На это неудобство обратили внимание пользователи соцсетей. «Единожды запомнив сеть в метро, наверху телефон постоянно цепляется за все, что движется. Едешь в машине – навигатор перестал работать, музыка встала. Оказывается, телефон зацепился за троллейбус, авторизации нет, интернета нет. Лезешь удалять сеть или дергать WiFi», – описывает суть проблемы один из них. При этом браузер смартфона автоматически перенаправляется на страницу авторизации WiFi «Максимателекома».

Одна пятая столицы

По данным AC&M Consulting, на конец 2016 г. в Москве было чуть более 44,6 млн сотовых абонентов (по количеству активных сим-карт). Соответственно, 8,2 млн уникальных пользователей «Максимателекома» – это примерно 18,4% этой базы. «Максима» считает, что реальная доля пользователей больше, поскольку реальная ежемесячная аудитория пользователей сотовой связи меньше. В Москве около 12 млн жителей, говорит Грабовский, ссылаясь на данные Росстата, – таким образом, бесплатным WiFi пользуется больше половины москвичей.

Дело в том, что каждый смартфон при настройках по умолчанию запоминает идентификатор сети WiFi, к которой уже подключался, и потом уже подключение происходит автоматически, говорит гендиректор Freeely Wi-Fi Russia Михаил Климарев. «То есть если ваш телефон видит сеть с точно таким же названием, то он считает, что это доверенная сеть, и подключается к ней. На самом деле запоминание сети – одно из базовых свойств протоколов WiFi, которые были задуманы для удобства пользователей, добавляет эксперт.

Единую WiFi-зону для пассажиров метрополитена и наземного общественного транспорта Москвы c единым идентификатором (SSID) операторы создали осенью 2016 г. Именно после этого в соцсетях стали появляться сообщения об автоматическом подключении смартфонов, которые видят сеть с таким же названием, как и в метро, и автоматически подключаются к ней. С точки зрения пассажира речь идет о едином WiFi-пространстве в автобусах, трамваях, троллейбусах и метрополитене с общим пользовательским интерфейсом, объясняли тогда представители компаний.

Но сейчас оператор тестирует обновленную версию своего приложения, которое позволит отказываться от автоматического подключения к SSID MT_FREE в отдельных локациях или видах транспорта, сообщил представитель «Максимателекома». Как именно это приложение будет работать, он не говорит.

Для бизнеса с идентификацией пользователей: в кафе, ресторанах, в бизнес- и торговых центрах. Сегодня поговорим о том, как мы строим подвижные Wi-Fi-сети – то есть сети, которые не имеют постоянной локации. Например, Wi-Fi в общественном транспорте, который на протяжении дня передвигается по городу, такси, на выездных бизнес-мероприятий - также это удобная опция для кейтеринговых служб. Наш продукт сделан так, что для нас не имеет значения, какая сеть нужна клиенту: подвижная или фиксированная. В любом случае ты получаешь полноценную зону Wi-Fi с идентификацией. Итак, снова передаем слово Андрею Плавичу, менеджеру по маркетингу и продуктам бизнес-рынка МТС.

Мы можем построить Wi-Fi-сеть на любом передвижном транспорте: будь то автобусы, троллейбусы, поезда, пароходы и такси. При этом услуга реализована с выполнением всех требований законодательства. Обобщая, работу сети можно описать в два шага: роутер связывается с базовой станцией, а сигнал прокидывается на нашу платформу идентификации. Более подробная схема - ниже на рисунке:


Для подключения услуги мы используем Wi-Fi-роутеры Enterprise-уровня (промышленного). Их заведомо можно ставить в пыльных помещениях, использовать в сложных температурных и вибро условиях. Питается такой роутер от 220 Вольт, 48 и 12, поэтому мы легко их встраиваем в транспорт, где есть стандартный 12-ти вольтовый аккумулятор - сейчас такую сеть мы тестируем в Санкт-Петербурге. Отметим, что оборудование МТС предоставляет в составе услуги, клиент не несет дополнительных расходов на приобретение оборудования и не испытывает сложностей с его настройкой - все вопросы решают инженеры МТС.

Нашим клиентам мы всегда делаем личный кабинет со всей клиентской статистикой. В случае установки роутера в общественном транспорте, можно посмотреть сколько в каждом троллейбусе (автобусе или маршрутке) было пользователей, кто из пользователей в каких троллейбусах и как часто перемещается по городу, и какие маршруты наиболее популярны. Имея такую информацию, клиент может планировать различные маркетинговые активности - аналитические возможности у сети широкие.

Уникальность подвижной сети и в том, что помимо транспорта, она бывает полезна и компаниям, которые организуют вне офисов встречи, семинары, переговоры и видеоконфернеции. Конечно, всегда в качестве альтернативы можно «раздать» свой интернет гостям, но, во-первых, список приглашенных может быть слишком большим, во-вторых, ты не выполнишь требование закона об идентификации пользователей. То есть, ты не застрахован от того, что посетители твоей конференции не совершат какое-либо незаконное действие, используя твою сеть. С нашей Wi-Fi-сетью с идентификацией пользователя вы можно оставаться спокойным, все условия законодательства будут выполнены. Более того, у вас будет на руках вся статистика по участникам (кто подключался к сети) и их контакты, что станет хорошим подспорьем в будущих маркетниговых активностях.

Такую сеть также можно развернуть и на выездных мероприятиях на природе. Расставив несколько роутеров по периметру, мы можем организовать единую сеть на нескольких участках (по желанию заказчика у нас есть возможность и разделить зоны – одну сделать для гостей с идентификацией, другую – для сотрудников по единому логину и паролю). Хотя в такой сети могут быть ограничения по пропускной способности базовых станций вне населенных пунктов, ведь сигнал берется с обычных базовых станций - 3G или LTE, но даже в случае слабого сигнала – по запросу клиента – мы можем его усилить.

Компания Net for Bus занимается установкой Wi-Fi в городских автобусах и к концу года планирует запустить интернет на всех маршрутах, связывающих Петербург и Гатчину. Основатель проекта Евгений Корзников рассказал «Бумаге» , как продавал интернет в поезде, сколько стоит оборудовать автобус Wi-Fi и почему команде трудно найти инвестора.

Евгений Корзников

Генеральный директор Net for Bus

Почему Wi-Fi в автобусе начался с поезда

Идея пришла ко мне 12 мая, я ехал в поезде из Перми в Санкт-Петербург. У меня сел телефон, но был с собой планшет и роутер с флешкой. Поскольку в вагоне была розетка, я подключил туда роутер. Прошел только час с момента, как мы отъехали, и сосед напротив спросил, можно ли подключиться к интернету, я говорю: подключайся. Потом сосед через проход тоже спрашивает: «Можно подключиться?», ну я недолго думая говорю: «100 рублей». Он: «Да, без проблем». И дает мне деньги. Потом я сходил к проводнику, взял бумажку, написал, что раздаю до Питера интернет за 100 рублей.

Я приехал сюда и начал думать, как реализовать такой проект. Пообщался с производителями роутеров, начал изучать, что такое стартап. Потом зарегистрировал компанию Net for Bus: для этого пришел в бизнес-инкубатор «Ингрия», рассказал об идее и уже через два дня мне сказали, что я прохожу и могу стать резидентом.

Как работает проект Net for Bus

Я написал письмо в комитет по транспорту, Полтавченко. Комитет по транспорту заинтересовался в реализации этого проекта, поэтому он нам помогает, например, контактами. Сейчас мы работаем над поиском инвестора, но на данный момент нет такого, который предложил бы нормальные условия. Нам необходимо придумать, как мы будем монетизировать этот проект, потому что оборудовать один автобус стоит около 20 тысяч рублей.

Сейчас у нас есть несколько направлений. Первое: установка Wi-Fi-точек в офисах и магазинах, мы прокладываем канал по 4G. Второе: мы работаем с одной крупной сетью, у которой порядка 65 магазинов по Северо-Западу. После Нового года мы также установим им оборудование с Wi-Fi-точками. Ну и основное - это автобусы. Сюда входит установка Wi-Fi-точек, система видеонаблюдения, система пассажиропотока, которая в автоматическом режиме ведет подсчет вошедших и вышедших пассажиров и передает эту информацию оператору в парке. Сейчас мы запустили это на одном из автобусных маршрутов Гатчина - Петербург. Пока мы установили Wi-Fi на одном автобусе, до конца недели запускаем еще девять, а до Нового года постараемся оборудовать все автобусы - их порядка 55.

Мы ориентируемся на пассажироперевозчиков городского транспорта, а также туристического, который курсирует по междугородним и международным направлениям. После Нового года начинаем работать в Финляндии: хотим оборудовать около 40 автобусов, но там доступ к Wi-Fi станет платным.

Компании, конечно, не очень хотят связываться со стартапом, но те услуги, которые мы предоставляем, востребованы пассажироперевозчиками. С первым перевозчиком, с которым мы стали сотрудничать, нас познакомили, а второй узнал про нас и уже обратился сам.

По городу запущено порядка десяти маршрутов трамваев с Wi-Fi, но это больше имиджевые проекты. Там стоит оборудование, которое работает по 3G, а мы работаем по более высокой скорости. У нас роутеры промышленного назначения, их скорость - от 40 до 70 мегабит. У пассажиров стандартная скорость 512 килобит в секунду при подписке на 1–2 мегабита.

С оборудованием бывают внештатные ситуации, но обычно настраиваем его удаленно. Для этого необязательно нужен роутер: мы можем удаленно к нему подключиться, перезагрузить, посмотреть, чтобы везде соблюдались требования.

Я практически каждый день езжу на маршруте, где установлена Wi-Fi-точка, в основном у людей положительные отзывы, потому что ехать целый час.

Бесплатный Wi-Fi с понедельника появился в московских автобусах, правда, пока только в тестовом режиме и лишь на четырех маршрутах ГУП «Мосгортранс». Пассажиры, которые уже успели привыкнуть к бесплатному беспроводному интернету в метро и на остановках общественного транспорта, смогли оценить нововведение вместе с корреспондентом РИАМО.

А у вас есть вай-фай?

С 1 февраля 2016 года на столичные улицы вышли первые автобусы с бесплатным доступом к интернету. Беспроводная сеть доступна для пассажиров полуэкспрессов № 902, который ходит от Киевского вокзала на юго-запад Москвы, № 904, следующего от Белорусского вокзала до Митина, а также на ночном автобусе № Н1, который курсирует до аэропорта Шереметьево, и маршруте № 1002, действующем в Новой Москве.

В первом же автобусе маршрута 904 обнаружилась точка доступа в интернет, однако понять, что транспортное средство действительно оборудовано бесплатным Wi-Fi, не так-то просто. Стикеров с информацией о возможности подключения к бесплатному интернету в салоне всего три, что не «цепляет глаз» пассажира. При этом на каждом из них указан телефон техподдержки, на который может позвонить любой пассажир при возникновении проблем с подключением.

"Мне повезло, что я увидела стикер с информацией о бесплатном подключении к Wi-Fi, потому как я села рядом с этим стикером», - отметила одна из пассажиров.

Просто, но медленно

Процедура подключения к интернету действует в автобусе по такому же принципу, что и в московском метро. При первом подключении необходимо оставить свой номер телефона, на который в течение 1-2 минут приходит код подтверждения, его необходимо ввести в пустом поле, которое появится в окне браузера после отправки СМС на номер.

Авторизация оказалась простой и быстрой, чего не скажешь о скорости интернета. По данным сервиса «Яндекс Интернетметр», входящая скорость соединения не превышала 0,95 мегабит в секунду, а исходящая - 0,88 мегабит в секунду. При этом, по версии приложения SpeedTest Internet, входящая скорость достигала всего 0,59 мегабит в секунду, при этом исходящая - 1,07 мегабит в секунду.

Между тем, по информации пресс-службы "Мосгортранса", скорость подключения достигает 10 мегабит в секунду. В целом при просмотре социальных сетей и новостей в интернете проблем не возникает, но, чтобы просмотреть видео, придется запастись терпением и подождать, пока оно прогрузится.

Полезная услуга

Из десяти опрошенных пассажиров 904-го маршрута лишь трое знали о появлении бесплатного Wi-Fi в автобусе. При этом мнения относительно новой функции разнятся.

"Честно говоря, я узнал, что на моем маршруте появился бесплатный Wi-Fi, не то чтобы случайно, но лишь после того, как целенаправленно поискал в интернете информацию о реализации такого проекта в автобусах Москвы», - рассказал Максим, московский студент.

По его словам, эта услуга для него очень актуальна. «Часто по дороге в институт требуется подготовиться к паре, в этом случае интернет незаменим. Прекрасно, когда для решения таких целей есть возможность подключения к бесплатному Wi-Fi, ведь сеть ловится не везде, да и стоит денег. Быстрее бы весь транспорт Москвы подключили к такой услуге", - делится молодой человек.

Как отметила другая пассажирка Марина, беспроводной доступ к интернету, по ее мнению, будет востребован лишь на "длинных" маршрутах.

«Мне кажется, что это прекрасно, что у людей все больше возможностей быть коммуникабельными в любой точке города. Я активно пользуюсь социальными сетями, поэтому возможность смотреть обновления в них в любом виде транспорта серьезно облегчает жизнь", - поделилась девушка.

Пассажиры «растворились»

Фото: РИАМО, Татьяна Коробейник

Однако не все пассажиры разделяют радость от проникновения интернета во все сферы жизни. По наблюдению одной из пассажирок, количество читающих в транспорте людей значительно уменьшилось в последнее время.

"Вы только посмотрите, как мало людей с книгами сидят сегодня в общественном транспорте. Не вижу ничего полезного в бесплатном интернете в автобусе, это еще больше отдалит молодых людей от книг. Да и простого человеческого общения ничего не заменит, а молодежь сегодня, да и люди средних лет тоже, просто растворились в своих мобильных устройствах", - посетовала собеседница агентства.

"Мосгортранс" планирует тестировать бесплатный Wi-Fi в автобусах до апреля 2016 года. После того, как пассажиры опробуют новшество, будет приниматься решение о дальнейшем внедрении бесплатного Wi-Fi на подвижном составе.

Антон Шамарин

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"

Отдельно и особо важно обеспечить WiFi в корпоративном транспорте: ваши сотрудники прямо в поездке смогут оперативно ответить на важный email, скачать нужные материалы, подготовить коммерческое предложение: время, проведенное в транспорте, не будет потрачено впустую. А благодаря системам резервирования каналов связи и мощным 3G/LTE-решениям, доступ в Интернет будет непрерывен даже в продолжительных междугородних и международных поездках.

Что мы умеем

Мы предлагаем исчерпывающий спектр услуг по организации WiFi в частном и общественном транспорте, понимая и учитывая специфику этой задачи: необходимость обеспечения непрерывного доступа в Интернет, высокую плотность клиентов, необходимость в централизованном управлении (если речь идет об автобусном парке / депо / воздушном флоте) и т. д. Междугородние и международные автобусы, служащие для перевозки спортивных команд, оснащаются дополнительными каналами связи с высокой пропускной способностью для обеспечения возможности просмотра видеотрафика и совершения голосовых и видеозвонков. Для предприятий, владеющих большим количеством транспорта, обеспечивается централизованная система управления WiFi на каждой транспортной единице, система GPS-слежения за транспортными средствами. В разработанных нами решениях будут учитываться особенности конструкции транспортных средств (металлические стены, перекрытия, экранирующие поверхности, отсутствие питания 220V). При разработке решения мы учитываем дизайн транспортного средства, подбираем оборудование, органично вписывающееся в него, при необходимости осуществляем скрытый монтаж. Предлагаемые нами решения гарантированно будут отвечать ключевым потребностям заказчика: надежность, высокая производительность, стабильность работы.

В рамках организации WiFi для транспорта мы осуществим все работы "под ключ":

  • Проведение радиообследования (при необходимости)
  • Проектирование решения, подбор оборудования с учетом дизайна интерьера (при необходимости осуществляется изготовление корпусов устройств под заказ, их покраска)
  • Поставка оборудования и программного обеспечения
  • Монтаж и настройка системы
  • Настройка QoS (Quality Of Service; набор правил, позволяющий отдавать наивысший приоритет пропускной способности сети для определенных типов трафика или для определенных пользователей / групп пользователей)
  • Настройка квотирования, биллинга
  • Настройка сервиса идентификации согласно ФЗ № 97
  • Подробное документирование
  • Интеграция со смежными системами (при необходимости)
  • Кабельные работы (при необходимости)

По желанию заказчика может быть организовано дальнейшее обслуживание развернутой системы (мониторинг состояния оборудования, регулярное обновление встроенного ПО, адаптация под изменившиеся потребности заказчика, масштабирование сети, упреждающая замена оборудования).

Мы предлагаем решения на базе ведущих производителей WiFi-оборудования:

Производитель Позиционирование Ключевые особенности
Ruckus - вендор класса Hi-End, один из ключевых законодателей трендов и мод в области WiFi во всем мире.

Каталог оборудования Ruckus:

Решения Ruckus обладают следующими особенностями:
  • непоколебимая надежность и стабильность работы ; uptime (время бесперебойной работы) в несколько лет - норма для оборудования Ruckus
  • поддержка самых современных WiFi-стандартов
  • самая высокая производительность в отрасли, способность выдерживать огромные нагрузки (свыше 500 пользователей на точку доступа)
  • семейства 802.11r/k/v
  • поддержка эсклюзивно представленной на рынке технологии BeamFlex (антенны в точках доступа – это интеллектуальные активные устройства, обеспечивающие наибольшее усиление в областях, где есть беспроводные клиенты, в то же время не излучая сигнал туда, где клиентов нет)
  • оптимальная работа с мобильными устройствами . Каждая точка доступа может обеспечить до 4000 уникальных диаграмм направленности сигнала, в то время как гаджет в руках пользователя постоянно меняет свое положение в пространстве. Ruckus отслеживает эти процессы и адаптирует диаграмму под изменившееся положение мобильного устройства в режиме реального времени
  • высочайшее качество изготовления
  • (Beamforming, Airtime Fairness, Band Steering, MU-MIMO, WMM и т. д.)
  • (дублирование компонентов)
  • максимальный уровень информационной безопасности
  • возможность покрытия оборудования сервисными контрактами , по условиям которых вышедшее из строя устройство будет заменено самим производителем в течение 1 рабочего дня (с доставкой на дом и установкой)
  • (в том числе по телефону)
TP-LINK - вендор, предлагающий оборудование бюджетного и среднего ценового сегмента . Обладает высоким качеством, технологичностью, самой современной элементной базой, обеспечивает качественное WiFi-вещание как в помещении, так и на улице.

Каталог оборудования TP-LINK:

Решения TP-LINK обладают следующими особенностями:
  • , обеспечивающих гигабитные скорости передачи данных
  • поддержка протоколов бесшовного роуминга семейства 802.11r/k/v
  • высокое качество изготовления
  • стабильная работа
  • поддержка актуальных стандартов и технологий
  • поддержка технологий отказоустойчивости (дублирование компонентов)
  • , обеспеченный поддержкой самых современных стандартов шифрования, детектирования и предотвращения атак
  • интеграция с системами мониторинга
  • официальная гарантия 3 года на WiFi-оборудование (более 100 сервисных центров на территории РФ)
  • официальная техподдержка на русском языке (в том числе по телефону)
- один из самых известных вендоров в области WiFi во всем мире. Занимает одно из центральных мест в бюджетном ценовом сегменте как по популярности, так и по технологичности предлагаемых продуктов.

Каталог оборудования Ubiquiti:

Решения Ubiquiti обладают следующими особенностями:
  • поддержка самых современных WiFi-стандартов , обеспечивающих мультигигабитные скорости передачи данных
  • поддержка собственной запатентованной технологии бесшовного роуминга
  • поддержка актуальных стандартов и технологий (Beamforming, Airtime Fairness, Band Steering и т. д.)
  • поддержка управления и мониторинга из мобильного приложения
  • современный, привлекательный дизайн оборудования и ПО
  • круглосуточная официальная техподдержка (в режиме онлайн-чата на английском языке)
  • невысокая цена
Cambium - один из ведущих производителей профессионального WiFi-оборудования операторского и Enterprise-класса. Занимает средний ценовой сегмент.

Каталог оборудования Cambium:

Решения Cambium обладают следующими особенностями:
  • поддержка самых современных WiFi-стандартов , обеспечивающих мультигигабитные скорости передачи данных
  • высокая производительность, способность выдерживать существенные нагрузки (свыше 100 пользователей на точку доступа)
  • поддержка протоколов бесшовного роуминга семейства 802.11r/k/v
  • высокое качество изготовления
  • очень стабильная работа
  • поддержка актуальных стандартов и технологий (Beamforming, Airtime Fairness, Band Steering, WMM, MU-MIMO и т. д.)
  • бесплатный облачный контроллер WiFi
  • высокий уровень информационной безопасности , обеспеченный поддержкой самых современных стандартов шифрования, детектирования и предотвращения атак
  • одна из самых конкурентных цен на оборудование в классе
Mikrotik - европейский производитель бюджетного WiFi-оборудования . Самый низкий ценовой порог. Обеспечивает очень богатый функционал.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: