Объявление Мельцеля о появлении шахматного автомата в Лондоне Автор: Maelzel, Iogann Nepomuck - http://www.chesspro.ru/_events/2007/henkel.html, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5165487

Шахматный автомат Механический турок часть 3

 

Окончание.

Начало здесь.

Продолжение здесь.

Известно, что в промежутке 1805-1809 г автоматом управлял сильнейший австрийский шахматист Иоганн Баптист Альгайер. Достоверно известно также о сотрудничестве ряда сильнейших шахматистов с Мельцелем в более поздние времена. Они описывали свои партии, проведенные под видом автомата, но никто не описал как именно он управлял автоматом (причем даже после смерти Мельцеля, когда скрывать правду потеряло смысл). Хотя именно за этот секрет газеты готовы были платить. Я думаю все очень просто. Шахматисты этого не знали. С точки зрения Мельцеля глупо было доверять секрет курицы, несущей золотые яйца, очередному наемнику. Возможно, он поделился ей только с Шлумбергером, своим последним шахматистом, с которым они серьезно сдружились.

Так представляли устройство турка некоторые его современники. Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1458857

Так представляли устройство турка некоторые его современники. Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1458857

Но как же управлял автоматом Мельцель? Он не мог не понимать, что схема Кемпелена будет вскрыта опытными скептиками довольно быстро. И , если и использовал её, то ограниченное время. Возможно продажа автомата,  с выкупом его через 10 лет и были связаны с тем что Мельцель смог придумать новую схему фокуса. Скорее всего надо говорить о схемах, думаю в ответ на постоянные расследования Мельцель её несколько раз модифицировал. А также чередовал разные схемы в зависимости от конкретного места выступления и чтобы сбить с толку скептиков и конкурентов.

Есть несколько вариантов. Начнем с шахматистов. Вообще то Мельцель сам, видимо, были неплохим шахматистом. С обывателями он мог сыграть и сам, благо обязательность первого хода за турком давала преимущество. Шахматисту же, для обдумывания более-менее сложных ситуаций, нужна доска с расставленными фигурами. Значит наёмник Мельцеля либо был в зале среди зрителей рядом со своим соперником, либо в соседнем помещении, либо за кулисами. Думаю последнее самое вероятное. Там можно было разместить шахматиста так, чтобы он видел и доску соперника и доску механического турка и Мельцеля.

Итак, шахматист-наёмник Мельцеля сделал ход в ответ на ход соперника. Как мы можем передать его Мельцелю и асситенту в турке? Тут мы уходим полностью в мир догадок. У фокусников, мошенников, картежников и даже дрессировщиков есть целые арсеналы «тайных» знаков. Если вы не показываете их одной и той же аудитории каждый день, они так и останутся тайными. Например

«Маяки» мошенников (см. словарь жаргонных слов и выражений):

а) поглаживание подбородка — «подойди ко мне»;
б) потряхивание рукой на уровне груди, напоминающее стряхивание пыли — «не подходи»;
в) прикладывание пальцев руки ко лбу или плечу — «поблизости милиция»;
г) шулер сжал пальцы в кулак и разжал их — это значит, что у него на руках подтасованная карта и можно идти ва-банк;
д) если двойным щелчком «стряхивает пыль» с лацкана пиджака — «грозит опасность»;
е) если сжал кулак — «крой всеми деньгами»;
ж) амбужур — шевеление губами — сигнал опасности.

Цитируется по http://tattoo.ucoz.ru/publ/4-1-0-24

В случае фокусов можно отработать куда больше знаков, так как долго работает одна команда.

Скорее всего наемный шахматист сообщал ход помощнику Мельцеля, а уже тот передавал ход Мельцелю. Если бы схему фокуса придумывал я, я ввел бы параллельную передачу. Один помощник стоит у кулис. Ему через кулисы шепчут ход. Он каким нибудь вариантом азбуки глухих (естественно не общераспространенным, чтобы не разгадали зрители) передает её Мельцелю. Передать нам надо не так уж много, две буквы, две цифры.

Но нам надо передать ход ассистенту в турке.  Остроумно было бы использовать звуки высоких частот. Мельцель был сыном изготовителя органов, имел музыкально образование, построил несколько остроумных музыкальных автоматов, считается одним из изобретателей метронома. Так что в акустике он разбирался.

Есть прямая зависимость восприятия звука высоких частот от возраста

 

Но есть и индивидуальная чувствительность. Если отбирать ассистентов из числа подростков лет 12, можно найти тех, кто слышит 19-20 кГц.

Надо понимать, что слышать звуки высокой частоты и различать их — совсем разные вещи. Мы все слышим звуки в формате DTFM, но различать их мало кто может. Так например известный фрикер Мэтью Вейгман, мог по слышимым DTFM угадать набираемый номер, а благодаря потрясающей памяти еще иногда и назвать абонента, которому номер принадлежит. Так что гипотетический подросток должен был распознать ультразвуковой код, который ему передавали из-за кулис, а не просто его услышать. С другой стороны код несложный, по сути четыре цифры.

Очень возможно, иногда ход передавался именно ультразвуком. Ограничения этой схемы — в зале не должно быть детей. Собаки тоже могут выдать фокусника, они лают, слыша ультразвук, с этим столкнулись производители первых пультов ДУ для телевизоров (например такого)

Упоминаются помощники Мельцеля, которые помогали распаковывать ему автомат, а потом пропадали. Возможно иногда в турке сидели они. Но тогда ультразвуковой канал отпадает. Повторюсь, скорее всего Мельцель регулярно чередовал схему фокусов. Для совсем простой провинциальной аудитории подошла бы и схема Кемпелена (без шкатулки, нужно было что-то типа вольвел). Для более сложных аудиторий можно было использовать схемы с ультразвуком и тайными знаками.

Следующая проблема, которую должен был решить Мельцель — если в турке сидит неопытный человек, чисто статистически он регулярно будет делать ошибки, даже правильно приняв сигнал. Выше я писал, что возможно для ограничения спешки исполнителя Кемпелен и сделал движение фигур левой рукой.

Думаю Мельцель разработал алгоритм движения руки турка над доской. Так чтобы когда рука турка оказалась над нужной фигурой (или двинулась в нужном направлении) Мельцель давал некий подтверждающий знак ассистенту. А если ассистент двигал руку турка в неправильном направлении — Мельцель мог дать знак останова. Это маскировалось отмеченной многими неловкостью движения руки механического турка (что резко контрастировал с теми же механическими канатными плясунами).

Объявление Мельцеля о появлении шахматного автомата в Лондоне Автор: Maelzel, Iogann Nepomuck - http://www.chesspro.ru/_events/2007/henkel.html, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5165487

Объявление Мельцеля о появлении шахматного автомата в Лондоне Автор: Maelzel, Iogann Nepomuck — http://www.chesspro.ru/_events/2007/henkel.html, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5165487

Упоминаются и шарканья Мельцеля ногой, когда он стоял у турка. Возможно было что-то типа педали, на которую  он мог нажать стопой или коленом, чтобы дать дополнительную инструкцию ассистенту (например сменить направление движения руки).

В одном из источников упоминается некий диск, который вращался снаружи на турке. Возможно это канал обратной связи ассистента с Мельцелем.

Эдгар По, в своем эссе «»Шахматист» Мельцеля» упомянул случай, когда соперник турка забрал ход назад, пока Мельцель этого не видел, стоя лицом к механическому турку и спиной к человеку. И автомат не стал ходить, хотя на его доске ход за человека уже был сделан (Мельцелем) . Эдгар По из этого сделал вывод, что шахматист сидит внутри турка, гладя на соперника. Я бы не торопился с выводом. Может быть много объяснений, от специально нанятого ложного соперника (с той же целью запутывания скептиков), до ультразвукового сигнала «стоп», поданного настоящим шахматистом из-за кулис. Я склоняюсь к первому варианту.

На мой взгляд большинство скептиков недооценивает важность механического турка для бизнеса Мельцеля, а следовательно готовность Мельцеля на множество ухищрений, с целью запутать конкурентов, скептиков и журналистов. Известно, что уже в США Мельцель выкупил как минимум два аналогичных своему турку автомата. Не из-за боязни конкуренции, естественно, а из-за боязни что их разоблачение приведет к его разоблачению.

Как бы ни хороши были остальные его экспонаты, без механического турка Мельцель не мог бы собирать залы. А значит он должен был постоянно думать о своем фокусе и сохранении его тайны. Наверняка применялись типовые приемы фокусников — подставные соперники, подставные зрители и подставные разоблачители. Еще во время гастролей в Европе Мельцель столкнулся с тем, что журналисты выслеживали всю его труппу при въезде в отель. Так что он мог отправлять кого нибудь из тайных ассистентов в другие гостиницы и ездить отдельно от основной группы, насколько это было возможно в начале 19 века.

Что интересно, владельца механического турка, выкупившие его после смерти Мельцеля не оставили никаких технических описаний и зарисовок автомата, ограничившись общими фразами. При том, что были энтузиастами, а на эту тему можно было выпустить книгу или дать множество интервью. Я думаю дело в том, что они не нашли никаких реальных механизмов, сложных пантографов и магнитных датчиков внутри автомата. Это был просто реквизит, ни на что не годный без фокусника.

А вы как думаете? Пишите свое мнение в комментариях.

Источники: Одиссея шахматного автомата. Виктор Хенкин. часть 1, часть 2 Самое лучшее и полное, что можно найти на тему механического турка в Интернете, да еще и на русском языке. Безусловно рекомендуется к чтению.

«Шахматист» Мельцеля» Эдгар По. Попытка известного литературного мистификатора разгадать фокус Мельцеля. Значительная часть рассуждений кажется старомодными, зато указано много фактических тонкостей.

https://en.wikipedia.org/wiki/The_Turk

https://en.wikipedia.org/wiki/Wolfgang_von_Kempelen

https://en.wikipedia.org/wiki/Johann_Nepomuk_Maelzel

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B5%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD,_%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%84%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B3_%D1%84%D0%BE%D0%BD

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%B5%D0%BB%D1%8C,_%D0%98%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BD_%D0%9D%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D1%83%D0%BA

http://bibliodyssey.blogspot.ru/2007/12/turk-chess-automaton-hoax.html

Одна из современных попыток воссоздать Механического турка

Несколько видео в тему

Подписаться на дайджест новостей 360tech.ru

Также интересно:

Шахматный автомат Механический турок часть 2
Продолжение Начало здесь. Окончание здесь. Сейчас уже мало кто сомневается, что механический турок был великолепной мистификацией (хотя в ходе поисков по этой теме мне попалось интересное мнение, что якобы турок - это автомат на перфокартах). Конечно никаких ...
Шахматный автомат Механический турок часть 1
Начало Продолжение здесь. Окончание здесь. Шахматный автомат "Механический турок" остается видимо самым известным и загадочным автоматом 18 и начала 19 века. Фокусы с магнитами Механический турок был изобретен и создан венгерским изобретателем Вольфгангом фон Кемпеленом. Считается, что на идею ...
Пневмосистема Парижа ч. 2
Продолжение темы об общегородской системе подачи сжатого воздуха в Париже, начало здесь О Парижской городской сети пневматических часов (с которой и началась парижская сеть сжатого воздуха) читать здесь. К 1910 году к сети подачи сжатого ...
Старый автомат по продаже сигарет
Старый механический автомат по продаже сигарет, похожий на автомат по продаже духов. В комментариях предполагают что он выпущен в 1927 г, правда непонятно откуда такая точность. В общем то он конечно мог быть ...
Большие бетонные стрелки-Transcontinental Airway System
В разных местах США, в безлюдных районах, можно найти расположенный прямо на земле бетонные стрелки длиной от 15 до 20 м. Некоторые уже разрушены, но остались их следы, некоторые почти целы. [caption id="attachment_3533" align="aligncenter" ...
Кругосветное путешествие прядильной машины
Источник: How a little bit of Industrial Espionage started the Industrial Revolution | AllAboutLean.com На заре индустриальной революции, в начале 18 века, когда Британия еще только становилась мировой мастерской (сейчас её место занимает Китай), ...
Пневмосистема Парижа
Парижская система пневматических часов, созданная в Париже в 1880 г, создавалась не ради часов. Виктор Попп, авантюристичный и амбициозный изобретатель и предприниматель, рассматривал ее, как возможность получить доступ к 600 км. туннелей парижской канализации для ...
Автомат по продаже духов 50 годов 20 века
Автомат по продаже духов 50 годов 20 века. Монетка 10 центов и можно было обрызгаться духами. Американские дамы вспоминают, что это были Tabu, Chanel No. 5, Tweed и Lavendar. Еще немного информации и внешний вид ...
Парижская городская сеть пневматических часов
Недавно у нас была запись про американские пневматические мастер-часы 19 века, для создания систем часофикации в школах и общественных зданиях. В это же время (с 1880 г.), в Париже была введена масштабная общегородская пневматическая ...
Клавиатура монотипа
В посте про линотип упоминалось, что был еще монотип, в котором клавиатура печатает не сразу строки, а перфоленту. Это могло быть удобно, например для допечатки тиража, можно было хранить не готовые матрицы страниц, а ...
Линотип — отлить в гарте
Сейчас мы часто шутливо говорим "отлить в граните" про ту или иную фразу. На самом деле фразы известных людей и журналистов еще лет 40-50 лет назад именно, что отливались, правда не в граните, ...
Max Cornelisse и реклама ИТ
Необычный рекламный трюк придумала голландская ИТ компания Infosupport. С целью привлечения молодых, талантливых ИТ специалистов и стажеров, в 2008-2009 году был снят ряд видеороликов о великом хакере Максе Корнелиусе (Max Cornelisse), которые были ...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *