Шахматный автомат Механический турок часть 2

Продолжение

Начало здесь.

Окончание здесь.

Сейчас уже мало кто сомневается, что механический турок был великолепной мистификацией (хотя в ходе поисков по этой теме мне попалось интересное мнение, что якобы турок — это автомат на перфокартах).

Конечно никаких автоматом на перфокартах внутри не было. Хотя теоретически в те времена можно было сделать простейший автомат на перфокартах.  Базовый ткацкий станок на перфолентах был изобретен еще в 1725 г лионским ткачем и сыном сборщика органов Базилем Бушоном (он подглядел эту идею в валиках автоматических музыкальных инструментов и «вывернул наизнанку», сделав штырьки на считывающем устройстве, это помогло заменить валик лентой). Жан-Батист Фалькон разделил перфоленту на сцепленные между собой перфокарты и продал несколько десятков работоспособных станков на этом принципе. Ряд усовершенствований в эти конструкции внес Жак де Вокансон,  а в 1805 году Жаккард демонстрировал Наполеону ткацкий станок на перфоленте, состоявшей из множества жестяных перфокарт. Станок Жаккарда был вполне работоспособным, распространился по миру и мог ткать сколь угодно сложные узоры на ткани, вплоть до картин.

Но, к сожалению, последний вариант шахматного турка сгорел при пожаре в 1854 г в Филадельфии. И об его устройстве остается только гадать.

Гипотеза барона фон Ракница о расположении шахматиста в машине
A cross-section of the Turk from Racknitz, showing how he thought the director sat inside as he played his opponent. Racknitz was wrong both about the position of the director and the dimensions of the automaton
By Wolfgang von Kempelen — Copper engraving from the book: Freiherr Joseph Friedrich zu Racknitz, Ueber den Schachspieler des Herrn von Kempelen, Leipzig und Dresden 1789., Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=424090

Давайте и мы пораспутываем и попробуем произвести реверс-инженеринг идей Темпелена. И для начала одно замечание. многие рассуждения на этот счет страдают излишней техничностью, их авторы рассуждают как сделать механического шахматиста, а потом впихнуть в него человека. На мой взгляд это тупиковый путь. Мы должны рассуждать как фокусники — как сделать схему фокуса и реквизит так, чтобы для публики выглядело будто это играет механический шахматист.

Такой подход, на самом деле меняет очень многое. Для инженера — механический турок центр замысла. Поэтому в разных инженерных гипотезах его набивают всеми тогдашними новинками — сложными пантографами, магнитными индикаторами и т.д. Для фокусника механический турок — центр привлечения зрительского внимания. То есть его будут «изучать под микроскопом» и зрители и конкуренты и скептики и  журналисты. А значит надо по максимуму вынести из него механику фокуса, оставив в нем только самое необходимое.

На что обращаем внимание

  • Как фокусники (а не инженеры) мы должны обратить внимание на важнейший фактор фокуса — освещенность помещения. Чем выше освещенность, тем легче скептикам разгадать фокус. Мы привыкли к высокой освещенности, но она достигается электрическим освещением и большой площадью остекления окон. Электрического освещения в конце 18, начале 19 века не было, а большие окна могли позволить себе разве что особы королевских кровей и богатые люди. Представьте себе достаточно большой зал без электрического освещения. Только в яркий солнечный день там достигается привычный нам уровень освещенности. Но если мы фокусники, мы можем решить эту проблему как смещением времени начала сеанса на вечер, так и выбором помещений с окнами на север и установкой различных ширм и реквизита так, чтобы снизить освещенность помещения. Единственное упоминание об освещенности я нашел у Эдгара По в его «»Шахматисте» Мельцеля». Он говорит об одной (!) свече на столике у человека и шести свечах на столике автомата. Представьте себе уровень освещенности в этом зале, даже при том, что на стенах наверняка еще были свечи.
  • И Кемпелен и Мельцель проводили  показ внутреннего устройства механического турка по определенной процедуре. Сперва открывались одни дверцы, внутренности автомата освещались свечей, потом эти дверцы закрывались и открывались другие.
  • Во время игры механический турок находился на удалении от зрителей и своего оппонента, стоявших за веревкой. Во время игры к турку подходили или изобретатели или их ассистенты, осмотр турка проводился только до или после игры.
  • Фокусники не любят слишком сложные методы. Фокус должен быть повторяемым много раз, а реквизит регулярно перевозиться. Реквизит должен быть восстановим после поломок в любом месте, где производятся гастроли. Слишком механически или технически сложные устройства плохо бы перенесли перевозку образца конца 18, начала 19 века. И их крайне сложно было бы ремонтировать и обслуживать на выезде.
  • Любое создаваемое устройство является производным от общего уровня развития технологий. В том числе и в части ремонта и обслуживания. Общий жизненный цикл механического турка продлился около 50 лет. Если бы это была слишком сложная конструкция, за это время она бы не раз потребовала ремонтов, вплоть до капитального. Но известно, что Мельцель возил с собой механика, для обслуживания 50 сантиметровых автоматонов «Канатные плясуны». А вот про механиков для механического турка ничего неизвестно.

Схема Кемпелена

Начнем с Кемпелена. Кто управлял механическим турком при Кемпелене неизвестно. Я думаю решения о выборе ходов принимал он сам. За время, данное ему на подготовку автомата и проведенное в своем имении, он наверняка смог бы подобрать кого нибудь из крестьянских детей в ассистенты и более-менее научить его грамоте и основам шахмат (названиям фигур и клеток), записи ходов. Надо понимать, что это не так уж тривиально для конца 18 века, ведь даже во второй половине 19 века в американских школах ставили сиcтемы общешкольной часофикации, чтобы научить детей пользоваться часами (!). Почему ребенок (скорее подросток маленького телосложения)? В те годы использование детей для подсобных работ было повседневность. На еще одного Гавроша, помогающего расставлять ширмы, никто не обратил бы внимание. Да и большинство взрослых плохо запоминают лица подростков. После выполнения работ ребенка можно было вернуть в родную деревню, что спрятало бы его от столичных журналистов и скептиков. Есть еще одна причина — чем моложе человек, тем более высокие частоты он слышит. Возможно это применял Мельцель, позже я об этом упомяну.

Заметим, что первая демонстрация механического шахматиста Кемпелена состоялась в феврале. Вена расположена на  48° 13′ северной широты (у Москвы например широта 55° 45’ 7).  Это значит, что световой день в феврале там длиннее, чем в феврале в Москве, но все же короче чем летом. Кемпелен мог выбрать время дня с низкой освещенностью, не вызывая сильных подозрений. А если день был пасмурный, то все еще проще.

Есть несколько гипотез о том, о как шахматист прятался внутри турка при осмотре. Большей частью они сводятся к различным акробатическим трюкам, когда ассистент двигается внутри тумбы из отсеков, открытых изобретателем и обратно. В этом нет ничего необычного для фокусников, смотри например расшифровку нескольких фокусов. Скорее всего иногда так и делали, но проще всего было прятать ассистента за кулисами, а потом, пользуясь низкой освещенностью, дать ему подобраться к механическому турку и пристроиться сзади или внутри его фигуры. Судя по рисункам сзади турка было нечто, что можно было использовать как скамейку. Правильный подбор цвета одежды ассистента, цвета фоновых декораций и одеяния турка, отвлечение внимания зрителей Кемпеленом и его помощниками — это стандартные приемы фокусов. После посадки внутрь турка, его можно было катать на колесиках, ассистент уже был внутри.

Малореальные гипотезы

Идеи о том, что шахматист сидел внутри ящика стола кажутся мне хоть и возможными, но маловероятными. Во первых там душно. Во вторых сидеть на попе с вытянутыми вперед ногами неудобно. Ноги и спина будут затекать. А ведь надо не просто потерпеть, как в других фокусах, надо продумывать ходы. В третьих там темно. Виктор Хенкин правильно обратил внимание, что спички были изобретены после 1812 года. А до этих лет зажечь свечу, сидя внутри ящика, было очень непросто. Известно, что Мельцель, показывал внутреннее устройство автомата со свечей. Было бы остроумно, но слишком сложно, зажечь при этом свечу для скрытого в ящике игрока. К тому же, выполняя свои трюки по вылезанию из тайника, скрытый игрок скорее всего её затушил бы.

Идеи же о некоем пантографе, двигая который шахматист двигает руку турка и о магнитах под доской, которые меняли положение, когда на доске передвигали фигуру, на мой взгляд слишком уж заумные. Пантограф, поворачивающий движение на 90 градусов, требовал бы калибровки по краям доски скрытого игрока каждый раз, после занятия скрытым игроком своей рабочей позиции. Что не совпадает с описанием свидетелей.

А видеть магниты из того положения, в котором мог сидеть скрытый в ящике игрок, очень трудно. Но вот именно магнитные фигуры думаю применялись. Но с другой целью, чтобы поставленные на доску турком фигуры не качались и не падали,  а сразу вставали ровно.

Подробности схемы Кемпелена

Вот о чем думаю я. Левая рука турка всегда была согнута. О том, что внутрь неё просовывает руку ассистент, находящийся сзади или внутри фигуры турка предположил английский ученый Роберт Уиллис (Robert Willis). Я думаю, все было еще проще. Ассистент просовывал руку  не через плечо, а через полый локоть. Именно поэтому он всегда был согнут, на локте турка сзади должна была находиться заглушка, откинув которую можно было просунуть руку. При этом плечи ассистента находились на уровне локтей механического турка, голова скрывалась под его одеждой, а все тело ассистента было ниже уровня стола, возможно  частично пряталось в него.

Шкатулка Кемпелена — обычный прием фокусника. Пока он там возился, он обдумывал свой ответный ход, а потом записывал его прямо в шкатулке. Возможно он писал его стандартной шахматной записью типа E2-E4 на бумаге, возможно использовал какую либо конструкцию поворотных кругов типа вольвелл. Потом, закрывая эту бумагу спиной от зрителей, Кемпелен показывал её ассистенту.

Это нехитрый фокус, но он требует тщательной подготовки, например лист с записью хода не должен случайно отразиться в стекле окна или каком либо зеркале. Довольно быстро кто-либо из фокусников разгадал бы эту простую схему, но Кемпелен и не собирался демонстрировать своего автомата вечно, даже его гастроли по Европе были вынужденными. В разговоре с Филидором (опубликованном позже сыном Филидора) Кемпелен прямо сказал

» Я не волшебник, и шахматный автомат играет не сильнее меня. Но сейчас это мой единственный источник заработка. Если автомат одержит над вами победу, то об этом сообщат газеты и мое существование будет обеспечено.»

цитируется по «Одиссея шахматного автомата» Виктора Хенкина

Мне кажется, что это прямое признание того, что ходы автомата продумывал Кемпелен. Чтобы окончить тему Кемпелена — последний вопрос. Почему механический турок — левша? Вариантов два. Либо первый помощник Кемпелена был левшой, либо это было сделано с целью задержать ход. Если мы используем в автомате наспех подготовленных людей, всегда есть риск, что они сделают неправильный ход. Неудобство пользования левой рукой заставляло ассистента чуть задержать движение руки, а это давало Кемпелену время на контроль хода и снижало вероятность ошибки.

Теперь перейдем к Мельцелю. И не забываем держать в уме, самая главное — не турок, а схема фокуса. Скорее всего Мельцель видел выступления Кемпелена при жизни, понял общую схему и возможно первоначально её и использовал.

Окончание здесь.

Подписаться на дайджест новостей 360tech.ru

Также интересно:

Шахматный автомат Механический турок часть 3
  Окончание. Начало здесь. Продолжение здесь. Известно, что в промежутке 1805-1809 г автоматом управлял сильнейший австрийский шахматист Иоганн Баптист Альгайер. Достоверно известно также о сотрудничестве ряда сильнейших шахматистов с Мельцелем в более поздние времена. Они описывали свои партии, проведенные ...
Шахматный автомат Механический турок часть 1
Начало Продолжение здесь. Окончание здесь. Шахматный автомат "Механический турок" остается видимо самым известным и загадочным автоматом 18 и начала 19 века. Фокусы с магнитами Механический турок был изобретен и создан венгерским изобретателем Вольфгангом фон Кемпеленом. Считается, что на идею ...
Пневмосистема Парижа ч. 2
Продолжение темы об общегородской системе подачи сжатого воздуха в Париже, начало здесь О Парижской городской сети пневматических часов (с которой и началась парижская сеть сжатого воздуха) читать здесь. К 1910 году к сети подачи сжатого ...
Старый автомат по продаже сигарет
Старый механический автомат по продаже сигарет, похожий на автомат по продаже духов. В комментариях предполагают что он выпущен в 1927 г, правда непонятно откуда такая точность. В общем то он конечно мог быть ...
Большие бетонные стрелки-Transcontinental Airway System
В разных местах США, в безлюдных районах, можно найти расположенный прямо на земле бетонные стрелки длиной от 15 до 20 м. Некоторые уже разрушены, но остались их следы, некоторые почти целы. [caption id="attachment_3533" align="aligncenter" ...
Кругосветное путешествие прядильной машины
Источник: How a little bit of Industrial Espionage started the Industrial Revolution | AllAboutLean.com На заре индустриальной революции, в начале 18 века, когда Британия еще только становилась мировой мастерской (сейчас её место занимает Китай), ...
Пневмосистема Парижа
Парижская система пневматических часов, созданная в Париже в 1880 г, создавалась не ради часов. Виктор Попп, авантюристичный и амбициозный изобретатель и предприниматель, рассматривал ее, как возможность получить доступ к 600 км. туннелей парижской канализации для ...
Автомат по продаже духов 50 годов 20 века
Автомат по продаже духов 50 годов 20 века. Монетка 10 центов и можно было обрызгаться духами. Американские дамы вспоминают, что это были Tabu, Chanel No. 5, Tweed и Lavendar. Еще немного информации и внешний вид ...
Парижская городская сеть пневматических часов
Недавно у нас была запись про американские пневматические мастер-часы 19 века, для создания систем часофикации в школах и общественных зданиях. В это же время (с 1880 г.), в Париже была введена масштабная общегородская пневматическая ...
Клавиатура монотипа
В посте про линотип упоминалось, что был еще монотип, в котором клавиатура печатает не сразу строки, а перфоленту. Это могло быть удобно, например для допечатки тиража, можно было хранить не готовые матрицы страниц, а ...
Линотип — отлить в гарте
Сейчас мы часто шутливо говорим "отлить в граните" про ту или иную фразу. На самом деле фразы известных людей и журналистов еще лет 40-50 лет назад именно, что отливались, правда не в граните, ...
Max Cornelisse и реклама ИТ
Необычный рекламный трюк придумала голландская ИТ компания Infosupport. С целью привлечения молодых, талантливых ИТ специалистов и стажеров, в 2008-2009 году был снят ряд видеороликов о великом хакере Максе Корнелиусе (Max Cornelisse), которые были ...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *