Компрессорная станция в Париже

Пневмосистема Парижа ч. 2

Продолжение темы об общегородской системе подачи сжатого воздуха в Париже, начало здесь

О Парижской городской сети пневматических часов (с которой и началась парижская сеть сжатого воздуха) читать здесь.

К 1910 году к сети подачи сжатого воздуха CPAC (Compagnie Parisienne de l’Air Comprimé) было подключено уже около 4,5 тысяч абонентов, в том числе 225 новых гидропневматических лифтов (сами лифты были гидравлическими, гидронасос приводился в действие сжатым воздухом).

Компрессорная станция в Париже

Компрессорная станция в Париже
Par Sefiros2004 — Travail personnel, Domaine public, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5871410

Достаточно сильно по сети передачи сжатого воздуха ударила 1 мировая война. Прекратилась модернизация оборудования, часть заказов, выполнявшихся немецкими подрядчиками вообще была остановлена, вводились ограничения на поставку топлива, на потребление энергии (в том числе и отключение гидропневматических лифтов), персонал призывали в армию.

Между 1 и 2 мировыми войнами

После окончания 1 мировой войны компания восстанавливает развитие, но уже более медленными темпами. Сказывается целый ряд факторов. Расположение дымного производства в центре города (так как сеть сжатого воздуха ограничена размерами и не может располагать производство далеко от потребителей), выход из строя старых пневмопроводов, постоянные колебания уровня Сены, которая то затапливает подземные тоннели, то наоборот воды становится мало для работы производства из-за проблем на плотинах выше по течению Сены.

CPAC не удается заключить полноценный контракт с почтовой службой. В эти годы в Париже активно применялась пневмопочта и для CPAC было очень соблазнительно получить контракт для обеспечения почты сжатым воздухом. Переговоры проводились множество раз, CPAC делал тестовые подключения, но на полноценный контракт так и не удалось выйти. Парижская почта имела свои компрессорные станции и не хотела их лишаться.

Тем не менее до начала второй мировой войны CPAC продолжал развиваться. Информацию о работе CPAC во время немецкой оккупации я не нашел.

После 2 мировой войны

В 1949 г компания CPAC (Compagnie Parisienne de l’Air Comprimé) переименовывается в SUDAC (Société Urbaine de Distribution d’Air Comprimé) и заключается новое соглашение с администрацией Парижа. Количество потребителей увеличивается с 7,241 в 1930 году до 9.365 в 1949 году. Общая протяженность пневмопроводов за это же время увеличивается с 525 км. до 678 км.

Но не все идет гладко. В 1951 г происходит авария на одном из гидравлических лифтов с травмами у пассажиров. Расследование выявляет, что причиной аварии является износ детали лифта, которой более 50 лет и к которой проектировщики лифта не предусмотрели доступ.  Но проблема оказывается куда большей, чем просто одна авария. Такие лифты массово устанавливались в начале 20 века. И только спустя полвека стало понятно, что доступ для ремонта и обслуживания ко многим механизмам этих гидравлических лифтов затруднен или отсутствует, отсутствуют и запчасти и техническая документация и специалисты, досконально знающие их работу, так как до этого такие лифты не приносили больших забот (к вопросу о забытых технологиях). Более того, даже проверка таких лифтов оказалась крайне затрудненной и связанной с опасностью их порчи. А городские власти и страховщики требовали принятия немедленных мер.

Проблема разрасталась. Хотя сама конструкция гидравлического лифта (поднимаемого снизу поршнем, а не сверху тросом как электрический) более безопасна, что подтверждала статистика. С 1951 по 1955 год, в Париже было 156 несчастных случаев с лифтами, из них  18 с воздушно-гидравлическими и 138 с  электрическими (известно что в Париже на тот момент было около 3000 гидравлических лифтов, общее число электрических не указано). Но против гидравлических лифтов ополчились инженеры и страховщики. Сыграла свою роль технологическая мода, инженеров хорошо знающих такое оборудование было мало, остальные называли такие подъемники остатками ушедшей эпохи. Надо понимать, что у техники, не ломающейся по полвека, мало защитников. Ведь она требует мало сервисных контрактов, увы. Сотни гидравлических лифтов были остановлены по требованию контролирующих органов. А страховщики иногда просто денонсировали контракты с владельцами зданий, где были гидравлические лифты.

Это ударило и по SUDAC, так как насосы гидравлических лифтов приводились в действие именно их сжатым воздухом. SUDAC пытался помогать владельцам зданий с проверками их лифтов, но силы были неравны. Новые лифты ставились уже электрическими, старые гидравлические медленно но верно выводились из эксплуатации. В 1930 году лифты приносили SUDAC  47,8% продаж  и только 27% воздуха шло для промышленных нужд. А к 1949 году тенденция изменилась, в промышленность шло 56% сжатого воздуха а на лифты 26,6%. И разразившийся в 50 годах двадцатого века скандал с гидравлическими лифтами только усугубил положение.

Рост промышленных потребителей

Но SUDAC, не сдается, он активно работает с промышленными потребителями. В 1957 г у неё  9424 потребителей, из них половина в промышленности. Активно применяется пневмоинструмент, причем как на заводах, так и в мастерских. От шуруповертов и дрелй до отбойных молотков и от накачки шин в гаражах до выдува стекла у стеклодувов. Для клинентов компании выпускается специальный бюллетень L’Air comprimé à votre service, в компании работает специальные технический отдел, разрабатывающий решения на сжатом воздухе для клиентов и оказывающий помощь во внедрении и поддержке.

Специальное подразделение CPOAC  (Compagnie Parisienne d’Outillage à Air Comprimé) с 1924 года проводит исследования и производит пневмоинструмент для абонентов SUDAC. С тридцатых годов 20 века CPOAC становится все более самостоятельным и производит пневмоинструмент не только для SUDAC. После второй мировой войны CPOAC делает попытки выхода на мировой рынок и рынок США.

Все дальше от центра

Но ориентация SUDAC на промышленность имела и свой минус. Париж, как и большинство мегаполисов вытеснял промышленность на окраины и в пригороды, другие города, а потом и в Азию. С этой же проблемой сталкивалась и электроэнергетика, но там заводских потребителей заменяли жилые и офисные, во второй половине двадцатого века производится все больше гражданских электроприборов, от телевизоров до стиральных машин и утюгов. А вот потребителей для сжатого воздуха в непромышленном секторе не прибавлялось. Более того, такие промышленные потребители, как Ситроен и Рено строили собственные компрессорные станции.

В пятидесятых-шестидесятых годах 20 века SUDAC вынужден строить свои новые станции в пригородах и развивать свою пневмосеть там. Потребление сжатого воздуха в пригородах Парижа за 15 лет с 1949 года вырастает в десять раз, но компания не знает, что делать со своей основной сетью в центре Парижа.Там он может опираться только на небольшие мастерские и производства, лифты уже потеряны. К тому же исторически первые компрессорные станции строились близко к центру города, на окраинах (куда и сместился максимум потребления) давление в пневмопроводе падало, а повысить его SUDAC не могло, так как еще в начале развития им не разрешали прокладывать большие трубы.

Добавилась проблема с оборудованием. В 1957 г SUDAC приобрел компрессорное оборудование группы RATEAU. С самого начала эксплуатации начались проблемы с потреблением топлива, шумом и дефектами. RATEAU оспаривал претензии и суды продлились семь лет, прежде чем SUDAC получил решение суда о денежной  компенсации. Эта задержка очень сильно затормозило модернизацию. SUDAC потерял 7 лет и был вынужден демонтировать неудачное оборудование и заново искать партнера для производства компрессорного оборудования. Им стала группа CEMBBC.

Воздух Парижа

В 1961 г. был запущен новый компрессор с питанием от электросети в Aubervilliers, который должен был обеспечить сжатым воздухом север и северо-восток Парижа. К нему были проложены пневмопроводы протяженностью 16 км. По этому поводу SUDAC даже выпустил 8 минутный фильм «L’air de Paris» (название аналогично художественному фильму «Воздух Парижа» 1954 г.).

Также был заключен ряд выгодных контрактов, в том числе с логистической компанией SOGARIS. К 1969 году пневмосистема SUDAC имеет уже более 9000 абонентов, протяженность пневмопроводо более 900 километров.

На пике

Максимум производства сжатого воздуха был достигнут в 1973 году — 476 млн куб м. Затем началось снижении производства. Промышленные потребители покидали Париж или переходили на электроинструмент.  Что интересно, стоматологи потребляли миллион кубометров при максимуме потребления для бормашин, приводимых в действие сжатым воздухом, но и они уменьшил потребление вдвое к 1981 г. Зато были и приятные сюрпризы, аэродромы заказывали вдвое больше сжатого воздуха для канализационных насосов в 1988 г по сравнению с 1970г.

Угасание

Но надо было поменять несколько сотен километров труб, в том числе несколько десятков немедленно. В 1978 г. произошел разрыв обветшавшего пневмопровода, приведший к травмированию 5 человек. Это поставило под вопрос главный тезис сторонников сжатого воздуха — его безопасность, по сравнению с другими сетями передачи энергии. Проблемы росли и усугубляли друг друга.

Выход виделся в отказе от централизованной сети распределения сжатого воздуха и установке компрессоров на площадке клиентов. Уже в 1972 году SUDAC впервые установил компрессор на территории клиента. Дальше этот процесс, называемый децентрализацией, продолжался.

Тем временем, CPOAC, производивший пневмооборудование, был куплен BOSH.

К 1990 г становится известно, что власти Парижа хотят расторгнуть договор с SUDAC и вернуть себе территории в центре города, выделенные под компрессорные станции 100 лет назад. С 1990 г клиентам SUDAC начинают рассылать уведомления, что с 1994 г распределительная сеть сжатого воздуха в Париже будет закрыта и если им нужен сжатый воздух, им надо установить компрессор у себя на площадке. SUDAC помогал им в этом. Так закончилась история самой большой общегородской системы распределения сжатого воздуха в истории.

В 1992 г SUDAC становится SUDAC Air Service и входит в группу Air Liquide. По всему Парижу установлено более тысячи компрессоров, более того, теперь SUDAC Air Service предлагает эти услуги по всей территории Франции.

Проморолик SUDAC Air Service

 

 

Источники: http://tristandelabroise.free.fr/IMG/pdf/histoire-de-la-sudac.pdf

https://www.sudac.fr/notre-histoire-dates-chiffres-cles

https://fr.wikipedia.org/wiki/SUDAC_Air_Service

Подписаться на дайджест новостей 360tech.ru

Также интересно:

Шахматный автомат Механический турок часть 3
  Окончание. Начало здесь. Продолжение здесь. Известно, что в промежутке 1805-1809 г автоматом управлял сильнейший австрийский шахматист Иоганн Баптист Альгайер. Достоверно известно также о сотрудничестве ряда сильнейших шахматистов с Мельцелем в более поздние времена. Они описывали свои партии, проведенные ...
Шахматный автомат Механический турок часть 2
Продолжение Начало здесь. Окончание здесь. Сейчас уже мало кто сомневается, что механический турок был великолепной мистификацией (хотя в ходе поисков по этой теме мне попалось интересное мнение, что якобы турок - это автомат на перфокартах). Конечно никаких ...
Шахматный автомат Механический турок часть 1
Начало Продолжение здесь. Окончание здесь. Шахматный автомат "Механический турок" остается видимо самым известным и загадочным автоматом 18 и начала 19 века. Фокусы с магнитами Механический турок был изобретен и создан венгерским изобретателем Вольфгангом фон Кемпеленом. Считается, что на идею ...
Старый автомат по продаже сигарет
Старый механический автомат по продаже сигарет, похожий на автомат по продаже духов. В комментариях предполагают что он выпущен в 1927 г, правда непонятно откуда такая точность. В общем то он конечно мог быть ...
Большие бетонные стрелки-Transcontinental Airway System
В разных местах США, в безлюдных районах, можно найти расположенный прямо на земле бетонные стрелки длиной от 15 до 20 м. Некоторые уже разрушены, но остались их следы, некоторые почти целы. [caption id="attachment_3533" align="aligncenter" ...
Кругосветное путешествие прядильной машины
Источник: How a little bit of Industrial Espionage started the Industrial Revolution | AllAboutLean.com На заре индустриальной революции, в начале 18 века, когда Британия еще только становилась мировой мастерской (сейчас её место занимает Китай), ...
Пневматические часы из Lego
У нас уже были записи о реально существовавших сетях точного времени на базе пневматических часов. Видимо такие модели вдохновили автора многих интересных конструкций из Lego Nico 71 на создание пневмочасов из Lego. В отличие ...
Пневмосистема Парижа
Парижская система пневматических часов, созданная в Париже в 1880 г, создавалась не ради часов. Виктор Попп, авантюристичный и амбициозный изобретатель и предприниматель, рассматривал ее, как возможность получить доступ к 600 км. туннелей парижской канализации для ...
Пневматический антипарковочный замок
На видео новая идея антипарковочного замка (то есть способа обездвиживания автомобилей, припаркованных в местах, где парковка запрещена). Это накладка на ветровое стекло Barnacle, которую парковочная полиция "присасывает" к ветровому стеклу машины с помощью ...
Автомат по продаже духов 50 годов 20 века
Автомат по продаже духов 50 годов 20 века. Монетка 10 центов и можно было обрызгаться духами. Американские дамы вспоминают, что это были Tabu, Chanel No. 5, Tweed и Lavendar. Еще немного информации и внешний вид ...
Парижская городская сеть пневматических часов
Недавно у нас была запись про американские пневматические мастер-часы 19 века, для создания систем часофикации в школах и общественных зданиях. В это же время (с 1880 г.), в Париже была введена масштабная общегородская пневматическая ...
Пневмолифт
Пневмолифт (Pneumatic Vacuum Elevator) двигается за счет разницы давления снизу и сверху кабины. По сути это такой большой шприц, где кабина лифта вместо поршня. Интересно, как реализована вентиляция кабины, изолирована она от лифтовой ...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *