Пневмосистема Парижа

Парижская система пневматических часов, созданная в Париже в 1880 г, создавалась не ради часов. Виктор Попп, авантюристичный и амбициозный изобретатель и предприниматель, рассматривал ее, как возможность получить доступ к 600 км. туннелей парижской канализации для прокладки там пневмопроводов. В отличие от системы часофикации, которая редко приносила прибыль, система распределения сжатого воздуха (в отсутствие системы электрофикации) могла оказаться очень прибыльной. Используя серебряную медаль, полученную на парижской выставке 1878 г, Попп сумел добиться разрешения на прокладку экспериментальных 10 км пневмопроводов для часофикации,  а позднее и разрешения для прокладки пневмопроводов по всему Парижу, но только для часофикации(подробности тут).

Но напуганные предыдущими корррупционными скандалами с газовыми и водоподающими компаниями, чиновники не спешили предоставлять Поппу необходимый ему доступ к туннелям для прокладки силовых пневмопроводов, и только в 1886 г ему удалось сдвинуть дело с мертвой точки. Компания сменила название с Compagnie Générale des Horloges pneumatiques(CGHP) на Compagnie Parisienne de l’Air Comprimé(CPAC) в 1887 г (сейчас SUDAC Air Service) и ставила своей целью систему подачи сжатого воздуха по всему Парижу. Подробности перипетий борьбы Поппа с чиновниками и его яркой биографии можно почитать в истории компании.

Пневматическая розетка в каждый дом?

Сейчас такая система может показаться ненужной. Но во второй половине 19 века ситуация была иная. Технология паровых машин была уже отработана. Но паровые машины плохо масштабируются «вниз». Экономична и технологична большая паровая машина — тепловые и атомные электростанции и сейчас, в 21 веке, вырабатывают электроэнергию с помощью огромных паровых машин соединенных с генераторами. А вот маленькая паровая машина проблемна и технологически и экономически. В то же время вторая половина 19 века требовала все большего количества мощности для механизации самых разных процессов. На заводах и фабриках системой передачи энергии были огромный валы под потолком цеха, к которым ремнями подсоединяли станки и механизмы(такая система применяется еще со времен водяных мельниц), как на этой фотографии ижевского механического завода. Средой же передачи энергии между большими паровыми машинами и потребителями в населенных пунктах, аналогичной сегодняшней городской электросети, в то время мог стать именно сжатый воздух. Ведь системы передачи и преобразования электроэнергии тогда еще не были достаточно развиты, прокладывать электрокабели в сырых туннелях канализации было опасно, нынешние трансформаторы и защитная автоматика находились в зачаточном состоянии, не было никаких стандартов по напряжениям и частотам токов, еще шла «война токов». По сравнению и с паром и с горючим газом, с водой под давлением — сжатый воздух был проще и безопасней для распределения по городу в то время.

К 1887 г уже в нескольких французских городах уже были системы сжатого воздуха (что послужило стимулом для городского Совета разрешить прокладку силовых пневмопроводов), но найти информацию в Интернете можно только о Париже. Потребители охотно использовали возможности сжатого воздуха. Им пользовались для приведения в действие насосов, лифтов, бормашин дантистов, станков мощностью от 4 до 50 лошадиных сил в небольших мастерских (не имеющих собственных паровых машин), швейных и ткацких машин, дробилок, циркулярных пил, прессов, полировальных машин, типографских машин, даже промышленных мясорубок (среди клиентов были мясники). Сжатый воздух использовали для приведения в действие механизмов вентиляции и охладителей, в числе потребителей упоминался морг Saint-Louis. Есть упоминание о воздушных ваннах с повышенным давлением (сейчас это назвали бы гипербарической барокамерой)

Сжатый воздух применялся даже для освещения (от сжатого воздуха работал генератор, вырабатывающий электричество для дуговых лам и ламп накаливания, в одном из кафе так работало 250 ламп). Но эта тенденция не была долгой, уже после 1990 г городские чиновники пришли к выводу, что сеть пневмопроводов надо дополнить электрической сетью освещения, таким образом за сжатым воздухом оставалась передача мощности, за электричеством освещение.

Многообещающее начало

К концу 1887 г компания заложила 13 км пневмопроводов высокого давления диаметром 30 см и 6 км. труб диаметром 4 и 8 см. Сеть парижских пневмопроводов, включая часофикацию, росла каждый год на десятки километров и к 1902 г превысила 200 км. К 1916 г сеть пневмопроводов достигла протяженности 400 км. Далее такими темпами она уже не росла и к началу 60 годов двадцатого века парижская пневмосеть имела протяженность около 800 км, на максимуме в конце 60 годов она имела 900 км.. И это несмотря на то, что с начала 20 века электродвигатели уже могли конкурировать с пневмодвигателями.

Приводы и двигатели, преобразующие энергию сжатого воздуха в механическую и электрическую также предоставлялись компанией Поппа, в аренду с последующим приобретением. Воображение самого изобретателя простиралось куда дальше, он предлагал массу применений, от дверных звонков (скорее гудков) на сжатом воздухе до городского транспорта.

Отдельно стоит упомянуть применение сжатого воздуха для работы пневмопочты.

Техника

На первой компрессорной станции для выработки сжатого воздуха применялись две паровых двигателя системы Корлисса, позже на ней были установлены еще паровые машины. На второй станции установили горизонтальные паровые машины Фарко (machines horizontales Farcot, видео работы машины Фарко здесь), как и часы Поппа, лауреаты французских выставок Exposition universelle de Paris 1878, 1889 и 1900 года.

Уход отца-основателя

История компании Поппа была отнюдь не гладкой, она сопровождалась банкротствами и скандалами, и в начале 90 годов 19 века Виктор Попп покинул ее. Свою роль сыграли обострявшиеся франко-немецкие противоречия и наличие среди акционеров компании немцев.

Трудности развития

Сама компания продолжала работать и развиваться. Помимо сжатого воздуха CPAC начинает заниматься выработкой электричества, в начале в основном в целях освещения. Ирония заключается в том, что начав производить электричество как вспомогательный продукт, CPAC получал от него все больше прибыли, в то время как сжатый воздух финансово приносил не так много. С начала 20 века тяговые возможности электродвигателей начали всерьез конкурировать с пневмодвигателями и концепция «‘электричество для освещения, сжатый воздух для передачи мощности» работала все меньше, все больше абонентов хотели электричество и для освещения и для передачи мощности. Но идейно компания CPAC ориентировалась именно на сжатый воздух, это тормозило электрофикацию Парижа. Это видел и городской совет Парижа, поэтому с 1907 г концессия  CPAC предусматривала постепенную передачу электрического сектора отдельной компании.

Прощание с электричеством

К 1914 году CPAC отошел от деятельности по производству электричества.  Нетрудно догадаться, что финансово это сильно ударило по компании. В 1927 г, из-за постоянных убытков, компания вынуждена отказаться от пневматической системы точного времени, в первые десятилетия 20 века потребители начинают отказываются от новых лифтов на сжатом воздухе в пользу электрических, большие проблемы возникают во взаимоотношениях с почтой, использующей сжатый воздух для пневмопочты. Тем не менее до начала 70 годов 20 века компания CPAC росла и развивалась.

Продолжение истории пневмосистемы Парижа здесь

Компрессорная станция, построенная компанией Виктора Поппа в 1891 г. в Париже в 13 округе.

Ancienne usine d’air comprimé de la rue Jean-Antoine-de-Baïf près du quai Panhard-et-Levassor dans le 13e arrondissement de Paris Par Pymouss — Travail personnel, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=7466033

Ancienne usine d’air comprimé de la rue Jean-Antoine-de-Baïf près du quai Panhard-et-Levassor dans le 13e arrondissement de Paris
Par Pymouss — Travail personnel, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=7466033

 

 

Подписаться на дайджест новостей 360tech.ru

Также интересно:

Шахматный автомат Механический турок часть 3
  Окончание. Начало здесь. Продолжение здесь. Известно, что в промежутке 1805-1809 г автоматом управлял сильнейший австрийский шахматист Иоганн Баптист Альгайер. Достоверно известно также о сотрудничестве ряда сильнейших шахматистов с Мельцелем в более поздние времена. Они описывали свои партии, проведенные ...
Шахматный автомат Механический турок часть 2
Продолжение Начало здесь. Окончание здесь. Сейчас уже мало кто сомневается, что механический турок был великолепной мистификацией (хотя в ходе поисков по этой теме мне попалось интересное мнение, что якобы турок - это автомат на перфокартах). Конечно никаких ...
Шахматный автомат Механический турок часть 1
Начало Продолжение здесь. Окончание здесь. Шахматный автомат "Механический турок" остается видимо самым известным и загадочным автоматом 18 и начала 19 века. Фокусы с магнитами Механический турок был изобретен и создан венгерским изобретателем Вольфгангом фон Кемпеленом. Считается, что на идею ...
Пневмосистема Парижа ч. 2
Продолжение темы об общегородской системе подачи сжатого воздуха в Париже, начало здесь О Парижской городской сети пневматических часов (с которой и началась парижская сеть сжатого воздуха) читать здесь. К 1910 году к сети подачи сжатого ...
Старый автомат по продаже сигарет
Старый механический автомат по продаже сигарет, похожий на автомат по продаже духов. В комментариях предполагают что он выпущен в 1927 г, правда непонятно откуда такая точность. В общем то он конечно мог быть ...
Большие бетонные стрелки-Transcontinental Airway System
В разных местах США, в безлюдных районах, можно найти расположенный прямо на земле бетонные стрелки длиной от 15 до 20 м. Некоторые уже разрушены, но остались их следы, некоторые почти целы. [caption id="attachment_3533" align="aligncenter" ...
Кругосветное путешествие прядильной машины
Источник: How a little bit of Industrial Espionage started the Industrial Revolution | AllAboutLean.com На заре индустриальной революции, в начале 18 века, когда Британия еще только становилась мировой мастерской (сейчас её место занимает Китай), ...
Пневматические часы из Lego
У нас уже были записи о реально существовавших сетях точного времени на базе пневматических часов. Видимо такие модели вдохновили автора многих интересных конструкций из Lego Nico 71 на создание пневмочасов из Lego. В отличие ...
Пневматический антипарковочный замок
На видео новая идея антипарковочного замка (то есть способа обездвиживания автомобилей, припаркованных в местах, где парковка запрещена). Это накладка на ветровое стекло Barnacle, которую парковочная полиция "присасывает" к ветровому стеклу машины с помощью ...
Автомат по продаже духов 50 годов 20 века
Автомат по продаже духов 50 годов 20 века. Монетка 10 центов и можно было обрызгаться духами. Американские дамы вспоминают, что это были Tabu, Chanel No. 5, Tweed и Lavendar. Еще немного информации и внешний вид ...
Парижская городская сеть пневматических часов
Недавно у нас была запись про американские пневматические мастер-часы 19 века, для создания систем часофикации в школах и общественных зданиях. В это же время (с 1880 г.), в Париже была введена масштабная общегородская пневматическая ...
Пневмолифт
Пневмолифт (Pneumatic Vacuum Elevator) двигается за счет разницы давления снизу и сверху кабины. По сути это такой большой шприц, где кабина лифта вместо поршня. Интересно, как реализована вентиляция кабины, изолирована она от лифтовой ...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *