Парижская городская сеть пневматических часов

Недавно у нас была запись про американские пневматические мастер-часы 19 века, для создания систем часофикации в школах и общественных зданиях. В это же время (с 1880 г.), в Париже была введена масштабная общегородская пневматическая сеть единого времени. Компания CGHP  (ныне SUDAC Air Service) установила рядом с Сеной (вода нужна была для работы паровых двигателей) большую компрессорную станцию, которая питала сжатым воздухом Париж.

Первоначально эта компания, созданная венским изобретателем Виктором Поппом (Victor Popp), сначала она называлась, как выше указано,  Compagnie Générale des Horloges pneumatiques — CGHP. Попп начал развивать ее как частную система часофикации, хотя Попп, естественно, хотел сделать ее, во первых общегородской, во вторых не просто часофикации, а распределения сжатого воздуха, что было на несколько порядков выгоднее часов, в условиях отсутствия системы электрофикации в то время. И он хотел получить доступ, для прокладки пневмопроводов, в знаменитой шестисоткилометровой парижской канализации (на сегодняшний день более 2100 км). Но первоначально Поппу удалось начать только прокладку систему пневмо-часофикации, прокладку парижской пневмосистемы начали позже, после 1896 года.

Построена парижская система пневматических часов была на основании патента самого Виктора  Поппа. Центральные мастер часы каждую минуту дают пневматический  импульс в пневмосеть, от которого все присоединенные вторичные ведомые часы переводят стрелку на одну минуту вперед. Таким образом конструкция ведомых часов упрощается до счетчика а вся сложность и точность требуется только мастер-часам. Сейчас это назвали бы клиент-серверной схемой, где мастер-часы сервер, а ведомые вторичные часы- клиенты.

Виктор Попп представил эту систему на Парижской выставке L’ Exposition universelle 1878 г и получил серебряную медаль, несмотря на то, что другой венский изобретатель Charles-Albert Mayrhofer (в других источниках Carl Albert Mayrhofer) утверждал что это его изобретение и даже выпустил в 1880 г. брошюру «Венский авантюрист Виктор Попп в Париже, присваивает изобретение пневматических часов«. Частично система Поппа действительно повторяла Венскую систему городских пневматических часов, но были и отличия.

Серебряная медаль Парижской выставки произвела впечатление на муниципальных чиновников Парижа и они разрешают Поппу проложить 10 км свинцовых пневмопроводов в парижской канализации. Первый этап, запущенный в марте 1880 г., позволил подключить 14 уличных часов и всех желающих, в районе прокладки пневмопровода. К концу 1880 г к этим 14 уличным часам, добавились 33 вторичных часов, установленных на городских зданиях и 1475 вторичных часов у частных пользователей, в основном коммерческих, типа банков и гостиниц. На тот момент система состояла из 10 линий-«веток», основная труба была 27 мм в диаметре, от нее ответвлялись вторичные трубы, диаметром от 6 до 20 мм, давление в системе составляло 0,75 бар. Подключить первые часы стоило 5 сантимов в день, вторые 4 сантима, третьи 3 сантима. Дальше линии росли, охватывая районы Парижа и подключая новых пользователей.

Тем не менее, эта деятельность почти всегда была убыточной и компания пережила несколько банкротств, Виктор Попп вынужден был покинуть ее после нескольких скандалов.

На большом расстоянии сказывался эффект запаздывания пневмоимпульса, время задержки могло составлять 15 секунд, CGHP гарантировала отставание не более полуминуты, возможно во вторичных часах имелась корректировка движения стрелок относительно воздушного импульса.

Упоминаний, где были расположены центральные часы этой системы, мне пока найти не удалось, скорее всего на той же компрессорной станции.  Время на центральных мастер-часах, корректировалось по телеграфу из Парижской обсерватории.

Во время наводнения 1910 года компрессорная станция была затоплена и все парижские часы, подсоединенные к общегородской системе часофикации, остановились на времени поломки 10 :53. До этого аналогичная остановка всех часов Парижа случилась в 1905 г. из-за аварии на станции сжатия воздуха (из-за взрыва котла погибли пять рабочих), тогда часы встали на 10:50.

Парижская система пневмочасофикации работала до 1927 года, после чего от нее отказались из-за постоянных убытков. Максимальное количество часов, подключенных к системе было зарегистрировано в 1884 г. — около 7850 часов и это число снизилось в 1926 году до 5118. Часы становились все более доступны обычным людям, росло количество радиоприемников, по которым можно было узнавать сигналы точного времени, владельцы телефонов могли позвонить на станцию и спросить у барышни точное время, позднее появилась услуга телефонной службы точного времени (что интересно, первая такая служба тоже появилась в Париже в 1932 г.).  Все это вело к тому, что спрос на пневмосистему точного времени падал. А ведь на заре основания компании планировалось подключить к системе пневматической часофикации 60000 часов.

Система же подачи сжатого воздуха для потребителей, ради которой Попп и затеял сеть пневочасов, просуществовала намного дольше, полностью её деятельность была прекращена в  1994г.  Подробности в записи Пневмосистема Парижа.

Вот по настоящему интересный вопрос. Как выставлялось правильное время на каждом из ведомых часов? привезли вот часы на эту улицу внизу на рисунке, установили. Какое время надо на них выставить, чтобы они шли синхронно с мастер-часами. Точнее понятно, что надо выставить точное время. Но где его взять, если точное время только на центральных часах и в обсерватории?

Я вижу три возможности — первая, смотреть в бинокль на ближайшие уже установленные часы, таким образом сеть пневмочасов должна была расти от места установки центральных часов так, чтобы каждые следующие часы были в пределах видимости через оптику от предыдущих. Это в принципе хорошо бы совпадало и с прокладкой пневмопровода. Ну плюс еще те места, где есть телеграф, могли «отращивать» от себя сети точного времени. Вторая возможность — не только минутный импульс, но какой нибудь синхронизирующий удлиненный импульс, сбрасывающий все часы например на 00:00. Это решило бы все вопросы, в том числе и установки пневмочасов в частных домах, но влекло бы очень серьезное усложнение конструкции вторичных часов, так что скорее всего не вариант. И третий — какой либо звук точного времени, слышимый по всему городу, колокол или выстрел из пушки.

Больше информации об этой системе в миниблоге pumpingtime и в истории компании SUDAC а также здесь и здесь.

На рисунке уличные вторичные часы, подсоединенные к единой пневмосистеме часофикации Парижа.

Par Inconnu — Illustration du n° 365 de mai 1880 de la revue La nature, dans la revue ANCAHA n° 115., Domaine public, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=49234509

Par Inconnu — Illustration du n° 365 de mai 1880 de la revue La nature, dans la revue ANCAHA n° 115., Domaine public, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=49234509

Подписаться на дайджест новостей 360tech.ru

Также интересно:

Шахматный автомат Механический турок часть 3
  Окончание. Начало здесь. Продолжение здесь. Известно, что в промежутке 1805-1809 г автоматом управлял сильнейший австрийский шахматист Иоганн Баптист Альгайер. Достоверно известно также о сотрудничестве ряда сильнейших шахматистов с Мельцелем в более поздние времена. Они описывали свои партии, проведенные ...
Шахматный автомат Механический турок часть 2
Продолжение Начало здесь. Окончание здесь. Сейчас уже мало кто сомневается, что механический турок был великолепной мистификацией (хотя в ходе поисков по этой теме мне попалось интересное мнение, что якобы турок - это автомат на перфокартах). Конечно никаких ...
Шахматный автомат Механический турок часть 1
Начало Продолжение здесь. Окончание здесь. Шахматный автомат "Механический турок" остается видимо самым известным и загадочным автоматом 18 и начала 19 века. Фокусы с магнитами Механический турок был изобретен и создан венгерским изобретателем Вольфгангом фон Кемпеленом. Считается, что на идею ...
Пневмосистема Парижа ч. 2
Продолжение темы об общегородской системе подачи сжатого воздуха в Париже, начало здесь О Парижской городской сети пневматических часов (с которой и началась парижская сеть сжатого воздуха) читать здесь. К 1910 году к сети подачи сжатого ...
Старый автомат по продаже сигарет
Старый механический автомат по продаже сигарет, похожий на автомат по продаже духов. В комментариях предполагают что он выпущен в 1927 г, правда непонятно откуда такая точность. В общем то он конечно мог быть ...
Большие бетонные стрелки-Transcontinental Airway System
В разных местах США, в безлюдных районах, можно найти расположенный прямо на земле бетонные стрелки длиной от 15 до 20 м. Некоторые уже разрушены, но остались их следы, некоторые почти целы. [caption id="attachment_3533" align="aligncenter" ...
Кругосветное путешествие прядильной машины
Источник: How a little bit of Industrial Espionage started the Industrial Revolution | AllAboutLean.com На заре индустриальной революции, в начале 18 века, когда Британия еще только становилась мировой мастерской (сейчас её место занимает Китай), ...
Шариковые часы
Я не знаю, как лучше перевести английское Idle-Time Rolling Ball Clock, поэтому остановился на "шариковых часах". Такая конструкция часов была изобретена Harley Mayenschein в 1970 - е годы. Вот описание из Википедии (с сокращениями): Самый первый ...
Пневматические часы из Lego
У нас уже были записи о реально существовавших сетях точного времени на базе пневматических часов. Видимо такие модели вдохновили автора многих интересных конструкций из Lego Nico 71 на создание пневмочасов из Lego. В отличие ...
Пневмосистема Парижа
Парижская система пневматических часов, созданная в Париже в 1880 г, создавалась не ради часов. Виктор Попп, авантюристичный и амбициозный изобретатель и предприниматель, рассматривал ее, как возможность получить доступ к 600 км. туннелей парижской канализации для ...
Пневматический антипарковочный замок
На видео новая идея антипарковочного замка (то есть способа обездвиживания автомобилей, припаркованных в местах, где парковка запрещена). Это накладка на ветровое стекло Barnacle, которую парковочная полиция "присасывает" к ветровому стеклу машины с помощью ...
Автомат по продаже духов 50 годов 20 века
Автомат по продаже духов 50 годов 20 века. Монетка 10 центов и можно было обрызгаться духами. Американские дамы вспоминают, что это были Tabu, Chanel No. 5, Tweed и Lavendar. Еще немного информации и внешний вид ...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *