Передвижные энергопоезда

Источник: Очерк 9. Передвижные энергопоезда

Во время Великой Отечественной войны, в 1942 г, энергетики столкнулись с непростой задачей. Когда мы перестали отступать и начали освобождать захваченные немцами территории, оказалось что электростанции и энергооборудование на этих территориях практически уничтожено или вывезено немцами. Но никакое восстановление промышленности без электроэнергии уже было невозможно, ведь была середина 20 века (хороший пример необратимости технологической истории, ведь значительная часть промышленности в мире (не в СССР) строилась во времена пара, а не электричества. Но чтобы повторить строительство промышленности с нуля в приемлемые сроки, уже нужно появившееся позже этой промышленности электричество) Получается своеобразный парадокс курицы и яйца — чтобы восстановить электростанцию и электрическую инфраструктуру нужно электричество, которого нет, потому что разрушена и электростанция и линии электропередач, которые могли бы подвести электричество с других территорий. Для решения этой задачи были созданы энергопоезда.

» ….Энергопоезда выполняли функции небольших мобильных электростанций. В качестве парогенераторов использовались паровозы. Турбоагрегат и конденсатор к турбине монтировались на отдельных железнодорожных платформах, распределительное электрическое устройство со щитом управления и жилые помещения размещались в двух крытых вагонах. Коллектив ПКБ Мосэнерго снимал габариты с силового оборудования, подлежащего демонтажу в Калуге, Ярославле и других городах и проектировал установку оборудования на железнодорожных платформах и в вагонах. Их мощности от 500 до 1 500 кВт на первых порах было достаточно для обеспечения неотложных городских нужд…В 1943 году на Фрунзенской ТЭЦ был создан цех энергопоездов, в котором были смонтированы четыре поезда. Первый энергопоезд был готов 15 февраля 1943 года и отправлен в Сталинград. На энергопоезде был установлен турбогенератор мощностью 750 кВт, демонтированный на Ярославской городской электростанции. На втором – мощностью 1500 кВт с Калужской городской электростанции. Работы по монтажу энергопоездов возглавлял инженер В.А. Агринский. Вслед за Сталинградом энергопоезда обслуживали города Ростов, Харьков, Киев, Севастополь, районы Донбасса и Кривого Рога. Два поезда были отправлены в Крымский район, три – в Белорусскую ССР и пять – в Латвийскую, Литовскую и Эстонскую ССР….» http://www.mosenergo-museum.ru/History_of_Mosenergo/Historical_Review/17274/

Для обеспечения большей мощности (если паровоз не справлялся) могли построить отдельную котельную. Учитывая, что современные бензогенераторы начинаются где то от 1 кВт, а дизель-генераторы мощностью 500 кВт весят порядка 6 т, может показаться что целый поезд для 500 кВт это много. Но тогда мобильных генераторов не было, к тому же в состав энергопоезда входил и распределительный щит и жилые вагоны для персонала.

 

Подписаться на дайджест новостей 360tech.ru

Также интересно:

Cab Forward Locomotive
Cab Forward Locomotive (Кабина локомотива впереди) - это привычное для нас расположение кабины у большинства тепловозов и электровозов. Но в век паровозов кабина обычно располагалась между тендером и корпусом паровоза. Из тендера (где ...
Пробка на Манхеттене в 1923 г. Historic Photos From the NYC Municipal Archives — In Focus — The Atlantic
Источник: Historic Photos From the NYC Municipal Archives — In Focus — The Atlantic (A view from the Williamsburg Bridge, looking west, showing congested traffic in Manhattan, on January 29, 1923. (Eugene de Salignac/Courtesy ...
Еще о Cabforward Locomotive
Steam locomotive crews confronted daunting challenges when traversing tunnels. Includes a 1941 article which describes one such perilous journey. Источник: Тоннели и Паровозы - CabForward Еще немного о паровозах с кабиной спереди  (Cab Forward Locomotive) . ...
Могучий локомотив
Могучий локомотив. На фото скорее всего U-4-a class 4-8-4 Northern 6400. Колесная формула 2-4-2 (4-8-4 по Whyte notation) позволяла иметь ведущие колеса диаметром до 2 м и хорошо походила для скоростных пассажирских и не ...
еще один Cab Forward Locomotive
еще один Cab Forward Locomotive, Лос-Анджелес, Южно-тихоокеанская железная дорога https://www.facebook.com/HeritageRailway/photos/a.283653235072420.54227.139645862806492/667727673331639/?type=3&theater  
Еще нью-йоркский трамвай 20 годов 20 века — The Atlantic
One more look into the fascinating Источник: More Historic Photos From the NYC Municipal Archives — In Focus — The Atlantic (Eugene de Salignac/Courtesy NYC Municipal Archives) Вдогонку к предыдущему посту про нью-йоркский трамвай. Вид на вагон ...
Нью-йоркский трамвай 1928 г The Atlantic
One more look into the fascinating Источник: More Historic Photos From the NYC Municipal Archives — In Focus — The Atlantic (Trolley car number 311 at the car barn of the Williamsburg Bridge trolley line, ...
Нью-Йорк под снегом, 1888 — И много много проводов
Источник: Нью-Йорк под снегом, 1888 - Старые фотографии Что на этой фотографии интересно - так это обилие проводов.  Не было ни современной коммуникационной аппаратуры, но современного ассортимента кабелей, ни культуры ведения кабельного хозяйства (в ...
Карта ширины железнодорожной колеи в мире
Разумеется, я, как и все, знал, что в России и других республиках бывшего СССР железнодорожная колея шире, чем в Западной Европе. Но для меня, признаться, было… Источник: Век живи - век учись - Авиамастер Цветом ...
Железнодорожный центр Crewe Works
Железнодорожный центр Crewe Works (Британия). Сборочный цех. Около 1910 г. https://www.facebook.com/DavidTurnerrailway/photos/a.10151096062500631.487971.338219330630/10153930243925631/?type=3&theater
Железнодорожный мост 19 века
Железнодорожный мост 19 века. Это так называемые временные деревянные мосты (trestle), которые часто строились в США 19 века для подвоза материалов, необходимых для строительства постоянного моста. https://www.facebook.com/photo.php?fbid=948374478591175&set=o.501429853293530&type=3&theater
Локомотив Hudson
https://www.facebook.com/BandORailroadMuseum/photos/a.414605450588.209379.346426185588/10153810203325589/?type=3&theater Локомотивы Hudson были первыми обтекаемыми локомотивами. Колесная формула 4-6-4. Могли тянуть до 18 вагонов, развивая высокую для тех времен скорость. При этом были не очень мощны на низких скоростях и из-этого могли эксплуатироваться ...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *